Найти тему

Нарушение привязанности в диаде «мать-дитя»

Оглавление

С первых минут жизни ребенка начинают развиваться его отношения с матерью. Современные психологи выяснили, что уровень выживания, развития и успешности человека напрямую будет зависеть от особенностей поведения его матери, ее родительских функций и чувств.

Заслуженный преподаватель НАДПО Анна Молокостова провела эмпирическое исследование, в ходе которого выяснила, как именно влияет неблагополучный опыт детско-родительских отношений на последующее материнство во взрослом возрасте.

Понятие психологической привязанности между матерью и ребенком

Привязанность – это психологическая эмоциональная связь родителей и ребенка. Понятие привязанности определяется поведением малыша, который постоянно нуждается в близости с матерью, и готовностью матери обеспечить ему такую близость.

Привязанность малыша формируется к тому из окружающих его взрослых, который осуществляет основной уход – кормит, успокаивает, ухаживает. Чаще всего это мать, и от специфики ее любви и поведения зависит уровень привязанности малыша.

-2

Привязанность тотально важна для ребенка и играет первостепенную роль не только в его здоровье, но и в самом факте существования. В ней малыш формирует базовое доверие к миру и позитивную картину самого себя. Получая столько любви, сколько ему нужно, малыш ощущает безопасность и уверенность.

Надежная привязанность в диаде «мать-дитя» подразумевает, что ребенок:

  • уже в возрасте 1,5 лет может спокойно остаться с незнакомыми людьми, если они ему приятны и об этом просит мама;
  • в сложных и непонятных ситуациях зовет маму и ждет от нее помощи и утешения;
  • искренне радуется приходу матери;
  • активно общается и играет со сверстниками;
  • интересуется окружающим миром.

Как избежать нарушений детско-родительской психологической привязанности?

Нити привязанности между матерью и ребенком формируются в повседневном общении, начиная с первого года жизни малыша. К нарушениям привязанности зачастую приводит поведение матери.

Рискуют нарушить привязанность «мать-дитя» мамы, которые:

  1. Рассчитывают на способность своего ребенка самостоятельно справиться с любой проблемой без ее участия. На самом деле, уверенность в себе легче формируется при наличии успокаивающей материнской поддержки, и те дети, которые не обделены родительской заботой, во взрослой жизни демонстрируют самостоятельность и независимость.
  2. Излишне опекают малыша, требуя его постоянного присутствия в поле своего зрения. Необходимо помнить, что подобное поведение не поспособствует спокойной гармоничной привязанности и говорит о том, что это не малышу трудно без мамы, а маме без него.
  3. Отодвигают свои интересы на задний план. Очень важно, чтобы мать занималась собой, отвлекалась от дел ребенка на свои дела и не находилась в постоянном состоянии усталости и стресса.

Признаки ненадежно выстроенной привязанности:

  • ребенок не отпускает мать от себя, закатывает истерики, успокаивается с большим трудом;
  • малыша невозможно оставить с новым человеком, он боится всех незнакомых людей;
  • ребенок мало интересуется новыми играми и игнорирует общение со сверстниками;
  • бывает, что малыш выказывает равнодушие или обиду на возвращение матери.
-3

Актуальность проблемы нарушения привязанности между матерью и ребенком

К сожалению, в рамках клинической психологии наблюдается рост случаев с расстройствами привязанностей. Нарушения могут возникнуть уже с восьмимесячного возраста и привести к социальным патологиям личности, затруднить школьную адаптацию ребенка, исказить его картину мира и наложить отрицательный отпечаток на процесс установления эмоциональных связей в семье.

На почве искажения привязанностей могут развиться и другие сбои в развитии малыша, а во взрослой жизни – подорвать у женщины собственные материнские компетенции и доверие к себе, активизировать развитие чувства вины.

Такая неутешительная картина предполагает рост интереса исследователей и психологов к этой проблеме.

Как проходило исследование преподавателя Молокостовой?

Преподаватель НАДПО Анна Михайловна Молокостова – кандидат психологических наук, признанный автор ряда обучающих программ и научных работ, имеет обширную практику в сфере научных исследований по психологии.

Причиной для организации и проведения исследования в области нарушения привязанности в диаде «мать-дитя» стала гипотеза о прямой связи такого расстройства с возникновением психических травм и проблем уже во взрослом возрасте в общении со своими детьми.

Для научной работы Анна Михайловна отобрала женщин-матерей 24-33 лет, имеющих детей в возрасте от 5 до 11 лет. Исследование проводилось в соцсетях Вконтакте и Instagram. Женщинам предлагалось пройти три теста: Adult Attachment Interview, AAI (задача – выявить наличие детских травм и расстройств привязанностей), тест Спилбергера-Ханина (задача – определить степень тревожности по существующей шкале), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (задача – раскрыть особенности детско-родительских отношений и восприятия себя и своего ребенка).

Проводя эмпирическое исследование, преподаватель ставила своей целью создать для практикующих психологов обоснованные рекомендации для эффективной работы с клиентами, страдающими тревожными расстройствами разного уровня направленности и нарушениями детско-родительских отношений.

Результаты исследования Молокостовой

Исследование показало, что женщины, которые имели отрицательный опыт отношений с матерью, испытывают в зрелости множество трудностей и проблем тревожного характера в процессе собственного материнства.

Женщины же, у которых в детстве складывались доверительные и надежные отношения с матерью, оказались более склонны к безопасной привязанности со своими малышами.

Вывод по результатам изыскания

В финале своего изыскания Анна Михайловна делает осторожный вывод, что нюансы детского-родительских отношений оказывают влияние на физическое и психологическое здоровье человека на протяжении всей жизни и его будущее отношение к семье в зрелом возрасте.

Научный труд А. М. Молокостовой дает возможность предоставления коррекционным специалистам нового стратегического маршрута в построении работы с пациентами, имеющими проблемы в детско-родительских отношениях. Преподаватель планирует продолжить исследовательскую работу в данной сфере, чтобы интервьюировать молодых матерей в социальных сетях с целью гармонизации их отношений с детьми.

Если вас заинтересовала область психологических исследований нашего преподавателя, и вы хотели бы подробней изучить нюансы проведенной работы и полученные результаты, то статья Анны Михайловны Молокостовой опубликована в Интернете в журнале «Семья и личность: проблемы взаимодействия» №16 за 2019 год.

Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!