Найти в Дзене
Пески времени...

В Венецианской лагуне найдена древняя римская дорога

Итальянские археологи совершили сенсационное открытие: на дне Венецианской лагуны они обнаружили римскую дорогу и затопленные поселения. Это стало возможным благодаря подводному гидролокаторному проекту.

Здравствуйте, друзья!

О том, что данное открытие очень важно для итальянских исследователей свидетельствует то, что информация о нем сразу же появилась в журнале Scientific Reports и на сайте PHYS.ORG. Дно Венецианской лагуны когда-то было сушей - это уже точно установлено. Группа исследователей подтвердила, что в этом районе когда-то процветали римские поселения. И было это примерно за 500 лет до основания Венеции в 5 веке нашей эры.

Исследования в районе канала Трепорти начались еще в 1980-х годах. Уже тогда были выявлено то, что "выглядело как затопленная римская дорога с постройками, выровненными вдоль ее русла". Ранее археологи находили различные римские артефакты на островах лагуны и под водой, но тогда еще было неясно, насколько "глубоко" простиралась рука человека. Последнее открытие подтверждает гипотезу ученых о наличии под водой и древней римской дороги, и построек, которые тянулись вдоль нее.

Слева: реконструкция римской дороги, найденной в канале Трепорти в Венецианской лагуне. Справа: тот же район, ныне затопленный (фото Антонио Каландриелло и Джузеппе Д'Акунто)
Слева: реконструкция римской дороги, найденной в канале Трепорти в Венецианской лагуне. Справа: тот же район, ныне затопленный (фото Антонио Каландриелло и Джузеппе Д'Акунто)

Недавние археологические раскопки выявили камни с гладкой верхней поверхностью и яйцевидной нижней стороной, по мнению ученых, похожие на "римские базоли" - булыжники, которые использовали римляне при строительстве своих дорог. Были обнаружены также артефакты, свидетельствующие о занятиях людей.

Водолазы обнаружили массив камней, соответствующих "римским базолям" (Madricardo et al./ Nature)
Водолазы обнаружили массив камней, соответствующих "римским базолям" (Madricardo et al./ Nature)

Работы проводились группой исследователей под руководством Фантины Мардикардо - геофизика из Института морских наук (ISMAR) в Венеции. Ученые с помощью гидролокатора составили карту лагуны и обнаружили 12 археологических сооружений, расположенных в северо-восточном направлении на протяжении 1140 метров в районе лагуны (канал Трепорти). Сооружения достигали 2,7 метра в высоту и 52,7 метра в длину. Были найдены еще 4 сооружения высотой до 4-х метров и длиной 134,8 метра. Все они расположены вдоль римской дороги.

Сравнив результаты находок с предыдущими находками такого же типа, исследователи предположили, что самая большая из найденных конструкций является доком.

Батиметрия высокого разрешения канала Трепорти (Цифры от 1 до 12 указывают на выравнивание структур. Буквы от а до d обозначают другие сооружения, найденные в этом районе. На увеличенных снимках видны детали некоторых археологических сооружений: участки 3, 8-9 и 10 (внизу справа) и сооружение а (вверху слева) с профилями I-II и III-IV, которые, возможно, являются частью портового сооружения. Нижняя часть рисунка представляет собой батиметрический профиль, выделенный вдоль всех идентифицированных структур (белая пунктирная линия). (Федерика Фоглини / Природа)
Батиметрия высокого разрешения канала Трепорти (Цифры от 1 до 12 указывают на выравнивание структур. Буквы от а до d обозначают другие сооружения, найденные в этом районе. На увеличенных снимках видны детали некоторых археологических сооружений: участки 3, 8-9 и 10 (внизу справа) и сооружение а (вверху слева) с профилями I-II и III-IV, которые, возможно, являются частью портового сооружения. Нижняя часть рисунка представляет собой батиметрический профиль, выделенный вдоль всех идентифицированных структур (белая пунктирная линия). (Федерика Фоглини / Природа)

По словам Мардикардо Венецианская лагуна образовалась еще в конце последнего ледникового периода (около 2000 лет назад). С тех времен основной уровень моря поднялся до 2,5 метров. Поэтому то, что когда-то было сушей, теперь находится под водой. Считается, что римская дорога проходила по вершине песчаного хребта, там, где сегодня находятся самые отдаленные острова лагуны. Вода находилась с обеих сторон дороги, причем, ее восточная сторона была обращена к морю, а западная - к закрытым внутренним водным путям.

Реконструкция палеобичского хребта канала Трепорти и дороги канала Трепорти (TC road) в Римские времена с высоты птичьего полета, с Венецианской лагуной слева и Адриатическим морем справа. Положение дороги ТК точно соответствует положению археологических сооружений, нанесенных на карту. (Madricardo et al./ Nature)
Реконструкция палеобичского хребта канала Трепорти и дороги канала Трепорти (TC road) в Римские времена с высоты птичьего полета, с Венецианской лагуной слева и Адриатическим морем справа. Положение дороги ТК точно соответствует положению археологических сооружений, нанесенных на карту. (Madricardo et al./ Nature)

Полученные данные свидетельствуют о том, что в римскую эпоху в проливе Трепорти могло существовать постоянное поселение. Исследователи предполагают, что эта дорога, возможно, была связана с более широкой сетью римских дорог в итальянском регионе Венето и, возможно, использовалась путешественниками и моряками для передвижения из города Кьоджа в римский торговый центр Альтинум на севере.

Теперь ученым предстоит установить более точную дату постройки дороги, и определить, сколько времени потребовалось римским дорожникам для создания данного маршрута. Неясно пока и то, как долго функционировал этот торговый путь до того момента, когда был поглощен поднимающимся морем.

Верхнее фото: Римская дорога, обнаруженная под каналом Трепорти в Венеции (Fantina Madricardo/Nature)

Фотографии из открытых источников.