Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Самая известная картина, изображающая Николая Коперника, несомненно, та, что принадлежит кисти польского художника Яна Матейко. Он написал это полотно в 1871-73 годы, когда просвещенный мир готовился встретить 400-летний юбилей знаменитого астронома. Картина прекрасная. Коперник изображен во время утреннего наблюдения за небом. У него вдохновенное лицо, и весь его вид говорит о том, что ученый находится в особом состоянии души, когда ему открылась тайна Вселенной.
Рядом с Коперником Матейко изобразил схему гелиоцентрического устройства мира, а также книги и различные инструменты. Название картины, где, помимо имени изображенного, значится фраза "Беседа с Богом", ясно говорит об уверенности художника в том, что свое научное открытие, изменившее представление об устройстве мира, Коперник совершил не вопреки божественной воле, а согласно ей. То есть, выходит, его открытие было вдохновлено самим Богом, и именно поэтому оно истинно.
Николай Коперник жил в XV-XVI веках, когда в Европе начинала свое бурное развитие экспериментальная наука, но при этом церковь еще держала в своих жестких руках все, что касается идеологии и мировоззрения. Любой шаг в сторону от религиозных догм расценивался как ересь и карался вплоть до сожжения на костре.
Принятой церковью научной моделью мироустройства была модель Птолемея, согласно которой центром Вселенной была Земля, а остальные светила вращались вокруг нашей планеты. Церковь считала, что так устроено Богом. Поэтому любое отступление от принятой модели каралось как ересь. Теория же Коперника, хотя и опиралась на расчеты Птолемея и открытые им закономерности, рассматривала устройство Вселенной совершенно иначе. Не Земля, а Солнце ставилось польским ученым в центр мироздания и, значит, остальные небесные тела вращаются вокруг нашего светила (что, кстати, на самом деле верно только для Солнечной системы).
Это кардинально меняло всю картину мира. Однако католическая церковь не преследовала Коперника. В чем причина такой снисходительности?
На мой взгляд, их несколько.
Первая это та, что Коперник писал свою революционную книгу «О вращении небесных сфер» много лет, а приступил к ней уже будучи известным в узких кругах священнослужителем. Заподозрить его в какой-то ереси было сложно. Его отец, краковский купец, умер в эпидемию чумы, и обоих его сыновей, Анджея и Николая, воспитал дядя, каноник. Он видел их в будущем тоже служителями церкви. Юноши учились в нескольких европейских университетах, включая Болонский и Падуанский. В Болонье преподавателем астрономии был профессор Доменико Мария Новара, повернувший интересы молодого Коперника в сторону звездного неба.
Коперник получил сан и одновременно начал тоже преподавать астрономию.
Другая причина, мне кажется, заключалась в том, что церковь в то время готовила реформу календаря, и новые астрономические знания были очень нужны. Исследования и расчеты Коперника помогали составить новый календарь. К тому же Коперник не спешил обнародовать свой труд, он постоянно работал над ним. Но свой вывод о гелиоцентрическом устройстве мира он не скрывал, у него были сторонники среди кардиналов, и один из них даже познакомил с выводами Коперника Папу Римского Климента VII. Понтифик никакого негатива к новой теории поначалу не проявил.
Зато враги католиков - протестанты, узнав о новых взглядах на мироустройство, выступили резко против.
И, наконец, третья причина - когда до церковников дошел революционный, в мировоззренческом смысле, характер теории Коперника, ученый уже умер. Инквизиция не могла с ним ничего сделать, пришлось отыграться на книге, внеся ее в список запрещенных. Забавно, что при этом не запрещалось пользоваться математическими расчетами Коперника.
Почитайте еще на моем канале:
Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?
Доверила ли бы я свою жизнь библейскому царю Давиду?
В блоге мужа: