Найти тему
Справочник кинопижона

8 фильмов Никоса Николаидиса: обзор работ скандального греческого режиссера

Оглавление

С чем ассоциируется в современном медийном пространстве греческое кино? Думаю, многие смогут вспомнить Тео Ангелополуса и Йоргоса Лантимоса. Тогда греческое кино будет ассоциироваться с чем-то медленным, "заумным"/"духовным". Можно вспомнить Косту Гавраса, тогда греческое кино будет ассоциироваться с чем-то острополитическим. Забудем, что Гаврас -хоть и грек, но работал преимущественно во Франции. Скорее всего у среднего киномана знание о греческом кинематографе на этом закончатся. Еще 2 года назад моя информированность о греческом кино именно к этим трем фамилиям и сводилась.

Но как только я начал копать глубже, стало понятно, что в Греции было свое самобытное кино с мелодрамами, нуарами, комедиями и почти вестернами. Чтобы делать какие-то выводы я видел катастрофически мало, могу пока поделиться первыми впечатлениями. Больше всего греческий кинематограф напоминает итальянский 50-х - 60-х, но с очевидными влияниями испанского, французского и советского кино. Возникает эффект узнавания отдельных кадров, тем, сюжетных ходов, но назвать греческое кино копией чего-то хорошо знакомого язык не поворачивается.

Из всех греческих режиссеров, фильмы которых встречались, самым ярким и самобытным могу назвать Никоса Николаидиса. Его фильмы объединяют в себе итальянскую чувственность, пессимизм позднесоветского кино и чисто французский кураж. Его фильмы, хоть и укоренены в греческой культуре, апеллируют ко всему мировому кино. Благодаря этому их можно смотреть в отрыве от национального контекста, понимать и (не)получать удовольствие.

Эвридика ВА 2037 (Evridiki BA 2037), 1975

Дебют Николаидиса - минималистическая интерпретация мифа об Орфее и Эвридике, снятая под явным впечатлением толь-только рухнувшей диктатуры Черных полковников. Весь фильм Эвридика (её играет Вера Чехова) присутствует в кадре практически одна, а место подземного мира занимает подвал. Фильм можно смотреть как символистское осмысление 7-лет диктатуры, но вне знания исторического контекста, воспринимается кино как высказывание о женских неврозах в духе "Отвращения" Поланского.

Негодники по-прежнему поют (Ta kourelia tragoudane akoma...), 1979

-2

Следующий фильм Николаидиса снят в совершенно ином стиле и неуловимо напоминает французское криминальное кино, смешанное с антибуржуазными киноэкспериментами Бунюэля или Феррери. По сюжету, 5 друзей молодости, когда-то входящих в околокриминальную группировку, встречаются после нескольких лет разлуки и предаются воспоминаниям и другим порокам, которым могут предаться старые знакомые. Можно было назвать этот фильм - Friends: Reunion.

Сладкая банда (Glykia symmoria), 1983

-3

Возвращение в форму. Обычно этот фильм сравнивают с кино Мельвилля и "Бандой аутсайдеров" Годара. Тематически заимствования действительно есть, но визуально фильм больше всего напоминает ранние работы Жан-Жака Бенекса: тот же необарочный визуальный стиль, те же неприкаянные, но отчаянно наглые персонажи, так же высоко задранная планка чувственности. Если бы не финал, "Сладкую банду" можно было бы отнести к почти прямолинейному гангстерскому кино, пусть и эксцентрически поставленному.

Утренний патруль (Proini peripolos), 1987

-4

Постапокалипсис в греческом стиле. Если примерно в это же время в СССР Константин Лопушанский в "Письмах мертвого человека" рисовал картину тотального конца всего и вся, то Николаидис рисует конец человечества, но не мира. Опустевший город, за немногими выжившим, подверженными стирающему память недугу, охотится некий "Утренний патруль". Единственное место, где еще можно прикоснуться к культуре ушедшего, остаются кинотеатры. Сюжетная завязка позаимствована Николаидисом из романа Филипа Дика "Лейтесь, слёзы", но в дальнейшем он использовал тексты Рэймонда чэндлера и Дафны Дюморье.

Сингапурский Слинг (Singapore sling: O anthropos pou agapise ena ptoma), 1990

-5

Самый известный фильм Николаидиса. Можно сказать, его визитная карточка. Если в предыдущих фильмах он только флиртовал с нуаром, то здесь снял настоящий неонуар, причем сделал это максимально перверсивным способом из возможных. Кроме нуара есть визуальные заимствования из хорроров 20-х и 30-х. В особняке проживают две не совсем психически здоровые женщины, мать и дочь, практикующие инцестуальные БДСМ-игры. Время от времени они убивают зашедших в особняк людей. Еще есть раненый частный детектив, стремящийся кое-кого найти.

До встречи в аду, дорогая моя (Tha se do stin Kolasi, agapi mou), 1999

-6

Не самый интересный фильм, который выглядит не совсем удачным миксом идей "Сладкой Банды" и "Сингапурского слинга". Сюжет есть, но из всех фильмов Николаидиса он забывается быстрее всего.

Проигравший получает все (O hamenos ta pairnei ola), 2002

-7

Значительно более удачный фильм. Николаидис возвращается к тематике и сюжетной конструкции "Сладкой Банды", но теперь его герои стали значительно страше. Рискну предположить, что именно так мог выглядеть сиквел "Сладкой Банды", если бы персонажей фильма не перестреляли в конце. Концепция схожая: группа маргинальных мужчин и женщин, находящихся друг с другом в сложных отношениях, планирует незаконным образом улучшить свое экономическое состояние. Чем-то напоминает "Вальсирующих" Бертрана Блие.

Время обнуления (The Zero Years), 2005

-8

"Зеленый слоник", женский вариант. Очередное тоталитарное будущее. Особый публичный дом, подведомственный спецслужбами, более напоминающий тюрьму. Четыре женщины запертые там. Учитывая концепцию и предыдущие фильмы режиссера, ожидаешь, что начнется хардкор уровня фильма Басковой. Но, нет. Совсем уж жести Николаидис избегает, точнее оставляет большой частью за кадром. Хотя приятным фильм назвать трудно.