Найти тему

Коммунарка — надежда и провал

Оглавление

В этой статье про Московские районы мы посмотрим на Коммунарку — флагман Новой Москвы, который должен был стать символом развития города на несколько десятилетий. Так вот давайте посмотрим, к чему привела политика мэрии и московского генплана.

⚡Какая была идея?

Коммунарка должна была стать центром Новой Москвы и вообще показать, как город умеет формировать новые раойны. Изначальные планы действительно были грандиозными: зелёный город, новое метро, линия скоростного трамвая, перенос сюда правительства с целью создания такого делового-административного кластера, а также строительство бизнес-центра. В итоге почти ничему из этого было не суждено сбыться. Конечно, сейчас Коммунарка продолжает развиваться, но ни о каких грандиозных и масштабных проектах здесь уже почти не говорят. Об идее о строительстве правительственного комплекса все забыли, а вместо бизнес-центра хотят строить капус университета.

Проект образовательно центра
Проект образовательно центра
Проект бизнес центра. Из всего здесь построено только здание районной администрации (слева внизу)
Проект бизнес центра. Из всего здесь построено только здание районной администрации (слева внизу)

😥Что получилось в итоге?

То, что произошло с Коммунаркой, можно справедливо назвать градостроительным провалом: тотальное упрощение и полное игнорирование планов стали символами нового района, а ни один проект из изначальных не был полностью реализован. Даже метро здесь вышло весьма корявое: об этом можно почитать в моей отдельной статье.

Также здесь вышла интересная история с застройкой. Земля была просто выкуплена компаниями, которые начали строить как им хочется: никакого плана у города просто не было. В итоге мы получили микрорайоны, связанные лишь одной магистральной улицей. Вообще в районе сразу читается отсутствие плана: всё супер хаотично, даже озеленение и остановки автобусов. Этот хаос видно на спутниковом снимке района: территории вдоль магистральной улицы отданы застройщикам, которые строят сами по себе и как хотят. У одних получается лучше, а у других — хуже.

-3

Осознав проблемы района, власти города начали спешно развивать УДС (улично-дорожную сеть): строится несколько улиц, в том числе расширяется улица, ведущая к метро. Однако лучше было бы сделать еще одну улицу, чтобы автобусы и машины не "толпились" на одной.

Также что-то необходимо сделать с полигоном Коммунарки: сейчас бывшее расстрельное поле НКВД никак не используется и просто огорожено высоким забором, а территория эта очень ценна, поскольку находится близко к метро.

🏢Хорошие моменты

Однако в Коммунарке есть и много хорошего. Этот район лишен многих проблем других окраинных районов Москвы: тут нет кучи странных ТЦ, рынков и прочего.

-4

Также здесь есть один хороший парк: пруд, десткие площадки, липовая роща и набережная — тут всё очень хорошо и этот парк является центром района, вокруг которого и растут новые жк. Парк сделан очень качественно, тут особо докопаться не к чему, разве что к качеству, но и оно стандартное для Москвы.

Сам парк и футбольное поле
Сам парк и футбольное поле
Липовая роща и шумозащитный экран
Липовая роща и шумозащитный экран

🚽Провалы

Ужасная улица — просто провал всех, кто в ней причастен. Здесь некомфортно пешеходам, заборы, разделители, выделенка без приоритета на светофорах, а также вечные пробки.
Ужасная улица — просто провал всех, кто в ней причастен. Здесь некомфортно пешеходам, заборы, разделители, выделенка без приоритета на светофорах, а также вечные пробки.

Тем не менее, несмотря на огромное финансирование проекта Новой Москвы, он быстро забуксовал и остался никому не нужен. Если говорить о том, что вышло, то появляется типичный список проблем московских градостроителей:

  • Шоссе для связи районов;
  • Микрорайоны;
  • Метро в стороне от основной застройки;
  • Отсутствие мастер-плана района;
  • Полный самоконтроль застройщиков и отсутствие для них единой концепции;
  • Ужасная уличная среда: вместо удобных улиц здесь появились шулицы (шоссе + улица).

Даже на карте видно, что "принципиально новый район" стал каким-то слабеньким отростком от советской идёт микрорайонов: магистральная улица, которая связывает отдельные, никак не связанные между собой группы домов, хаотично расставленных на плоскости. Также проблемной является и главная улица, улица Александры Монаховой. Это просто магистраль внутри города с минимальным количеством переходов, выдеоенкой без приоритета на светофорах, которая просто обрывается, а также с шумозащитными экранами, которые являются символом того, как в России не умеют проектировать дороги (напоминаю, что в условиях города шумозащитные экраны не работают, так как они просто направляют шум вверх, а не полностью его изолируют. Шум, направленный вверх, расходится ещё сильнее: экран здесь работает как раструб).

🖇️Итоги

Однозначного вывода здесь сделать нельзя. С одной стороны мы получили много нового жилья на окраине города, а с другой получили целую уйму проблем, которые решить не всегда можно. Можно сделать нормальные улицы, общественные пространства, но уже нельзя переложить метро, а сносить шоссе мы в России будем явно еще не скоро.

Источники:

https://sosenskoe-omsu.ru/news/43935/

https://archi.ru/projects/russia/16615/koncepciya-obrazovatelnogo-klastera-v-administrativno-delovom-centre-kommunarka