В этой статье про Московские районы мы посмотрим на Коммунарку — флагман Новой Москвы, который должен был стать символом развития города на несколько десятилетий. Так вот давайте посмотрим, к чему привела политика мэрии и московского генплана.
⚡Какая была идея?
Коммунарка должна была стать центром Новой Москвы и вообще показать, как город умеет формировать новые раойны. Изначальные планы действительно были грандиозными: зелёный город, новое метро, линия скоростного трамвая, перенос сюда правительства с целью создания такого делового-административного кластера, а также строительство бизнес-центра. В итоге почти ничему из этого было не суждено сбыться. Конечно, сейчас Коммунарка продолжает развиваться, но ни о каких грандиозных и масштабных проектах здесь уже почти не говорят. Об идее о строительстве правительственного комплекса все забыли, а вместо бизнес-центра хотят строить капус университета.
😥Что получилось в итоге?
То, что произошло с Коммунаркой, можно справедливо назвать градостроительным провалом: тотальное упрощение и полное игнорирование планов стали символами нового района, а ни один проект из изначальных не был полностью реализован. Даже метро здесь вышло весьма корявое: об этом можно почитать в моей отдельной статье.
Также здесь вышла интересная история с застройкой. Земля была просто выкуплена компаниями, которые начали строить как им хочется: никакого плана у города просто не было. В итоге мы получили микрорайоны, связанные лишь одной магистральной улицей. Вообще в районе сразу читается отсутствие плана: всё супер хаотично, даже озеленение и остановки автобусов. Этот хаос видно на спутниковом снимке района: территории вдоль магистральной улицы отданы застройщикам, которые строят сами по себе и как хотят. У одних получается лучше, а у других — хуже.
Осознав проблемы района, власти города начали спешно развивать УДС (улично-дорожную сеть): строится несколько улиц, в том числе расширяется улица, ведущая к метро. Однако лучше было бы сделать еще одну улицу, чтобы автобусы и машины не "толпились" на одной.
Также что-то необходимо сделать с полигоном Коммунарки: сейчас бывшее расстрельное поле НКВД никак не используется и просто огорожено высоким забором, а территория эта очень ценна, поскольку находится близко к метро.
🏢Хорошие моменты
Однако в Коммунарке есть и много хорошего. Этот район лишен многих проблем других окраинных районов Москвы: тут нет кучи странных ТЦ, рынков и прочего.
Также здесь есть один хороший парк: пруд, десткие площадки, липовая роща и набережная — тут всё очень хорошо и этот парк является центром района, вокруг которого и растут новые жк. Парк сделан очень качественно, тут особо докопаться не к чему, разве что к качеству, но и оно стандартное для Москвы.
🚽Провалы
Тем не менее, несмотря на огромное финансирование проекта Новой Москвы, он быстро забуксовал и остался никому не нужен. Если говорить о том, что вышло, то появляется типичный список проблем московских градостроителей:
- Шоссе для связи районов;
- Микрорайоны;
- Метро в стороне от основной застройки;
- Отсутствие мастер-плана района;
- Полный самоконтроль застройщиков и отсутствие для них единой концепции;
- Ужасная уличная среда: вместо удобных улиц здесь появились шулицы (шоссе + улица).
Даже на карте видно, что "принципиально новый район" стал каким-то слабеньким отростком от советской идёт микрорайонов: магистральная улица, которая связывает отдельные, никак не связанные между собой группы домов, хаотично расставленных на плоскости. Также проблемной является и главная улица, улица Александры Монаховой. Это просто магистраль внутри города с минимальным количеством переходов, выдеоенкой без приоритета на светофорах, которая просто обрывается, а также с шумозащитными экранами, которые являются символом того, как в России не умеют проектировать дороги (напоминаю, что в условиях города шумозащитные экраны не работают, так как они просто направляют шум вверх, а не полностью его изолируют. Шум, направленный вверх, расходится ещё сильнее: экран здесь работает как раструб).
🖇️Итоги
Однозначного вывода здесь сделать нельзя. С одной стороны мы получили много нового жилья на окраине города, а с другой получили целую уйму проблем, которые решить не всегда можно. Можно сделать нормальные улицы, общественные пространства, но уже нельзя переложить метро, а сносить шоссе мы в России будем явно еще не скоро.
Источники:
https://sosenskoe-omsu.ru/news/43935/