Найти тему

Как правильно поступать в разных ситуациях со стороны ПДД.

Комментарии

С точки зрения ПДД в этом происшествии виноват водитель машины 1, так как не уступил дорогу водителю автомобиля 2 перед началом движения. С позиции безопасного вождения виноваты оба водителя: первый – потому что нарушил ПДД, второй – потому что не предусмотрел возможного появления нарушителя из «мертвой зоны» и не снизил скорость заблаговременно.

Давайте теперь поговорим о водителе машины 1. Почему же он, как и положено, посмотрел в зеркало заднего вида, но ДТП все‑таки совершил? Потому что взгляда в зеркало в данной ситуации было недостаточно. Зеркала любого автомобиля отражают лишь часть окружающего пространства, и всегда есть непросматриваемый участок, не попадающий в зеркало. То есть снова возникает «мертвая зона», но на этот раз она создается уже самим автомобилем. Кроме того, при выезде с обочины на дорогу или перестроении автомобиль находится под углом к дороге, что еще больше ухудшает обзорность через боковое зеркало. В данной ситуации случай был не на стороне водителя 1: в «мертвой зоне», не просматриваемой в зеркале, оказался быстро движущийся автомобиль, с которым и произошло столкновение. Вот если бы водитель 1 посмотрел назад через левое стекло, повернув голову, он мог бы избежать и наверняка избежал бы аварии.

Также замечу, что, если бы не было припаркованного автобуса и созданной им «мертвой зоны», водитель 1 мог бы увидеть водителя 2 еще издалека, заблаговременно и предотвратить ДТП. Поэтому выезжать из-за крупногабаритного транспортного средства (ТС) следует очень осторожно и осмотрительно, предполагая наличие в «мертвой зоне» быстро движущегося автомобиля.

Как видите, эта авария произошла вследствие нарушения четвертого условия активной безопасности – неготовности водителя к экстренным действиям из-за неправильного обзора и анализа дорожной обстановки.

Рекомендации

Отъезжайте от места остановки, постоянно контролируя ситуацию позади вашего автомобиля через зеркала заднего вида и дополнительно, если это необходимо, взглядом через плечо. Помните, что нет такого «волшебного» зеркала, которое бы «показывало» вам всю дорожную обстановку. Обязательно есть «мертвые зоны», которые не попадают в зеркала и требуют вашего прямого взгляда.

Кроме того, если вы выезжаете из-за крупногабаритного ТС, то будьте начеку и обязательно предполагайте наличие других участников движения в «мертвой зоне», созданной этим ТС.

Если вы приближаетесь к стоящему крупногабаритному транспортному средству, имейте в виду, что за ним, вне зоны вашей видимости, могут находиться другие участники движения. В этом случае они тоже не видят вас и могут внезапно оказаться на пути вашего движения. Поэтому снижайте скорость заблаговременно, с тем чтобы у вас была возможность остановиться перед внезапно возникшим препятствием без применения экстренного торможения.

Начало движения задним ходом

Описание ситуации (рис. 31)

Автомобиль 1, припаркованный под углом к дороге, отъезжает от места стоянки задним ходом (илл. 1–2). При этом обзор дороги сзади сильно ограничен другим крупногабаритным автомобилем. Водитель 1 полностью выехал задним ходом во второй ряд, чтобы продолжить движение уже передним ходом (илл. 3). Однако в следующий момент на автомобиль 1 совершил наезд автомобиль 2, который не ожидал появления автомобиля 1 из-за внедорожника, двигался с большой скоростью и не смог избежать столкновения

Комментарии

Как и в предыдущем примере, авария произошла из-за наличия «мертвой зоны», созданной крупногабаритным автомобилем. Водитель 1 просто не мог видеть водителя 2 со своего сиденья при движении задним ходом, не был уверен в безопасности маневра и, несмотря на это, продолжил движение. Кроме того, водитель 1 выехал с места стоянки неоправданно далеко – ведь достаточно было лишь немного сдать задом, чтобы отъехать от бордюра и иметь возможность выехать с парковки передним ходом. Тогда он смог бы увидеть приближающийся автомобиль 2 и предотвратить ДТП.

Водитель машины 2 не предположил, что за крупногабаритным автомобилем может скрываться потенциальный нарушитель, и не снизил скорость заблаговременно, не позволив себе «скомпенсировать» ошибку водителя 1 и избежать столкновения.

Очередной раз было нарушено четвертое условие активной безопасности из-за неправильного обзора и анализа ситуации, что и привело к ДТП.

Рекомендации

Выезжайте на дорогу задним ходом лишь тогда, когда у вас полностью отсутствует возможность двигаться вперед.

В случае если вы выезжаете с места остановки или стоянки из-за препятствия, создающего «мертвую зону», и не можете самостоятельно контролировать окружающую обстановку, я рекомендовал бы вам «прибегнуть к помощи других лиц», как гласят ПДД.

Есть также вариант очень медленного выезда «вслепую» – настолько медленного, чтобы другие водители могли вас вовремя заметить и в случае опасности посигналить вам. Это выезд «по слуху». Можно даже открыть окна и определять наличие подъезжающих машин на слух по шуму шин. Это может очень вам помочь, ведь «шорох» шин движущейся машины хорошо слышно издалека. Конечно, езда по слуху, вслепую – более рискованный способ, однако в отсутствие видимости и людей, готовых вам помочь, ничего более и не остается.

Если вы приближаетесь к стоящему крупногабаритному транспортному средству, то, как и в предыдущем примере, рекомендация та же: будьте готовы к появлению препятствия из «мертвой зоны», снижайте скорость заранее, чтобы в этом случае иметь возможность остановиться.

Начало движения на дороге с двусторонним движением (рис. 32)

Припаркованный автомобиль 1 выезжает на проезжую часть дороги, и водитель концентрирует внимание на движущихся в попутном направлении машинах, чтобы уступить им дорогу (илл. 1–2). В это время автомобиль 2 движется в противоположном направлении и выезжает на встречную полосу для обгона (илл. 3). В результате происходит лобовое столкновение

Комментарии

Предполагаю, что сейчас вы сетуете на водителя 2, который совершил грубое нарушение ПДД – выехал на «встречку» через сплошную линию разметки. Согласен, что нарушение одно из самых грубых и что этот водитель, если после такого столкновения останется жив, лишится прав. Однако, если бы разметка в этом месте была не сплошная, а прерывистая или вообще отсутствовала (стерлась за зиму), то нарушения ПДД не было бы, но суть дела осталась бы неизменной: ДТП совершено. Основная ошибка водителя 2 заключалась в том, что он нарушил одно из главных правил безопасной езды – не предусмотрел возможности внезапного появления препятствия на своем пути. Препятствия из «мертвой зоны», созданной грузовиком.

Водитель же автомобиля 1, видимо, не мог вообразить, что кто‑то пойдет на обгон по встречной полосе через сплошную линию разметки. Кроме того, он выезжал на дорогу с интенсивным движением и полностью переключил внимание назад – на попутные машины. Поэтому он просто не смотрел вперед и не мог увидеть лихого водителя, который ехал ему навстречу. Водитель

1 нарушил четвертое условие активной безопасности и не был готов к экстренным действиям.

Рекомендации

Как вы, наверное, уже поняли, перед выездом на дорогу с места остановки или стоянки необходимо убедиться в отсутствии приближающихся участников движения как в попутном, так и во встречном направлении. И необязательно на дороге с двусторонним движением. А вдруг, даже если движение разрешено в одну сторону, кто‑то решит поехать вам навстречу «против шерсти» или просто сдаст задом?

Будьте особенно предусмотрительны, если вы выезжаете из «мертвой зоны», созданной крупным автомобилем, деревьями, кустарником, городскими постройками.

И, конечно же, если вы подъезжаете к объекту, который ограничивает видимость, готовьтесь к появлению препятствия из-за него, даже если он находится на противоположной стороне дороги.

3.2.2

Маневрирование

Позднее перестроение перед перекрестком

Описание ситуации (рис. 33)

Автомобиль 1 подъезжал к перекрестку по крайнему правому ряду (илл. 1). Спереди в этом же ряду стоял автобус в ожидании разрешающего сигнала светофора. Поэтому водитель 1 решил перестроиться в среднюю полосу, несмотря на приближение автомобиля 2 по этой полосе (илл. 2). Водитель 2 не ожидал такого маневра со стороны водителя 1, предполагая, что тот уступит ему дорогу в соответствии с ПДД, и продолжал двигаться без снижения скорости. Тем не менее водитель 1 совершил перестроение (илл. 3), и водитель 2 применил экстренное торможение, но избежать попутного столкновения не удалось (илл. 4).

Комментарии

Как вы понимаете, с юридической точки зрения в этом происшествии виноват водитель автомобиля 1: в нарушение ПДД он не уступил дорогу автомобилю 2 при перестроении. Кроме того, он совершал перестроение вблизи перекрестка, где прерывистая разметка полос движения становится сплошной и которую пересекать запрещено.

Конечно, водителя 1 можно понять. Он перестраивался вблизи перекрестка, на котором в направлении его движения горел красный свет светофора. Логично предположить, что водитель 2 начнет заранее снижать скорость, так как для него тоже горит «красный», или, во всяком случае, не станет торопиться с подъездом к запрещающему сигналу светофора. Ведь если снизить скорость заранее, есть возможность проехать перекресток без остановки – двигаться медленно и подъехать к светофору в тот момент, когда загорится зеленый свет. По мнению водителя 1, водитель 2 должен заранее притормозить, опасности столкновения не возникает, и можно смело перестраиваться.

Однако водитель 2, видимо, руководствовался иными соображениями. Похоже, для него было гораздо важнее остановиться у светофора первым, а в этом случае ему совсем не хотелось пропускать вперед себя кого‑то еще. Тем более что преимущественное право проезда было как раз у водителя 2.

Выходит, не поняли они друг друга, за что и поплатились. Оба нарушили четвертое условие активной безопасности – неправильно оценивали дорожную ситуацию.

Рекомендации

Как гласят ПДД, перестраиваться перед перекрестком следует заблаговременно, не пересекая сплошную линию разметки и уступая дорогу машинам, движущимся попутно без изменения направления движения. Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и, возможно, вам все‑таки придется совершать такое позднее перестроение. Тогда я рекомендую вам тщательно оценить дорожную обстановку, понять намерения и возможности других участников движения и перестраиваться только при полной уверенности, что вы не создадите им помех. Подчеркиваю: не при уверенности или надежде, что другие вам уступят дорогу, а при уверенности, что вы не создадите им помех, даже если вам не уступят дорогу.

Если вы издалека увидели запрещающий сигнал светофора, снижайте скорость заранее. Во-первых, вы будете иметь больше времени на оценку ситуации и сможете избежать подобных сюрпризов со стороны других водителей. Во-вторых, сэкономите топливо – ведь чем больше пути вы проедете с отпущенной педалью газа, тем меньше расход топлива. В-третьих, будете иметь шанс подъехать к перекрестку на уже разрешающий сигнал светофора и проехать перекресток без остановки.

Одновременный поворот налево на перекрестке

Описание ситуации (рис. 34)

Водитель автомобиля 1 планирует повернуть на перекрестке налево (илл. 1). Одновременно с ним намеревается повернуть налево водитель автобуса, подъехавшего к перекрестку в противоположном направлении (илл. 2). При встречном повороте налево двух автомобилей их траектории движения обычно не пересекаются, поэтому водитель автомобиля 1 начал маневр, не дожидаясь, пока автобус уедет с перекрестка. Действительно, они не по мешали друг другу. Однако из «мертвой зоны», созданной автобусом, неожиданно для водителя 1 выехал автомобиль 2 (илл. 3), который двигался через перекресток в противоположном направлении прямо. Так как водители не видели друг друга сквозь автобус, произошло их столкновение

Комментарии

На первый взгляд авария произошла по вине водителя 1. При повороте налево он не уступил дорогу автомобилю 2, который двигался навстречу ему в прямом направлении. Уступать дорогу он не собирался, так как просто не видел автомобиль 2 из-за загородившего обзор автобуса. Но главная ошибка водителя 1 в другом – в том, что он не предположил наличия автомобиля 2 за автобусом и не предпринял необходимых мер предосторожности.

Водитель автомобиля 2 невиновен с юридической точки зрения, но фактически допустил аналогичную ошибку – несмотря на наличие «мертвой зоны» на перекрестке, он проигнорировал возможность появления автомобиля 1 на своем пути, пусть и в нарушение ПДД.

Очередной раз к аварии привело нарушение четвертого условия активной безопасности.

Рекомендации

Если вы на перекрестке поворачиваете налево одновременно со встречными машинами, то учитывайте, что кто‑то может проехать и прямо. Даже если вам известно, что из левого встречного ряда разрешен только поворот или разворот.

Если обзор перекрестка по каким‑либо причинам ограничен, снижайте скорость и будьте готовы к остановке при появлении из «мертвой зоны» других участников движения. Даже если у вас преимущественное право проезда этого перекрестка.

Поворот направо через трамвайные пути

Описание ситуации (рис. 35)

Автомобиль поворачивал направо на зеленый сигнал светофора (илл. 1–3). Во время проезда трамвайных путей он столкнулся с трамваем, следовавшим в попутном направлении прямо

Комментарии

Это столкновение, как вы уже поняли, произошло потому, что водитель автомобиля не учел возможного появления трамвая из «мертвой зоны», созданной трамваем встречного направления. А также из-за того, что водитель, видимо, забыл, что разрешающий сигнал светофора может быть включен одновременно различным транспортным средствам для движения с разных направлений до перекрестка и в разных направлениях после него. Водителю также следовало помнить, что в этом случае участники движения могут иметь различный приоритет. Двигаясь на зеленый сигнал светофора, вы всегда имеете приоритет перед тем, кто движется на «зеленую стрелку». Или, в данном случае, трамвай имеет приоритет перед легковым автомобилем. Таким образом, этой аварии не произошло бы, если бы водитель был более предусмотрителен, независимо от приоритетов и сигналов светофора на перекрестке.

Водитель трамвая аналогично мог бы предположить возможность подобного маневра со стороны легкового автомобиля. Тем более что через этот перекресток он проезжает не один раз в день.

Снова авария в данном примере произошла из-за несоблюдения четвертого условия активной безопасности – неготовности к экстренной ситуации вследствие неправильного обзора и анализа обстановки.

Рекомендации

При проезде через трамвайные пути помните, что трамвай почти всегда имеет преимущественное право проезда перед вами. А особенно‑то, что трамвай очень тяжелый.

Поворачивая через трамвайные пути, уделяйте особое внимание трамваям попутного направления, ведь их‑то становится видно в самый последний момент.

И, конечно же, любая «мертвая зона» должна настораживать вас.

Преждевременный поворот управляемых колес

Описание ситуации (рис. 36)

Автомобиль 1 остановился в левом ряду, чтобы повернуть налево и пропустить встречный транспорт (илл. 1). При этом он повернул колеса влево заранее, до начала поворота. Автомобиль 2 двигался в этом же ряду сзади (илл. 2), его водитель поздно заметил стоящий автомобиль 1 и совершил попутное столкновение (илл. 3). От удара сзади автомобиль 1 пришел в движение и выехал в направлении, указываемом повернутыми колесами, – влево, на встречную полосу (илл. 4). Где и столкнулся с автомобилем 3, идущим навстречу

Комментарии

Очевидно, водитель автомобиля 1 не мог предотвратить наезд на себя сзади. Если только он не предсказывает будущее и мог бы заранее предвидеть развитие событий и уехать с места остановки. Конечно, он мог (и должен был!) во время остановки посматривать в зеркало заднего вида и, увидев приближающийся с большой скоростью автомобиль 2, попытаться уехать вперед и уйти от столкновения. Но не у каждого автомобиля есть такой запас динамики, который позволил бы это сделать. Кроме того, для такого экстренного маневра необходимо иметь свободное пространство спереди и преимущество проезда. В данном случае все это было, но похожая ситуация может случиться и в очереди перед красным сигналом светофора.

Но столкновения со встречной машиной водитель 1 мог бы избежать, если бы в ожидании проезда оставил передние колеса в положении «прямо». Тогда бы он выехал не на встречную полосу, а просто проехал вперед.

Водитель автомобиля 2 допустил ошибку в выборе скорости и дистанции. И скорее всего смотрел не далеко вперед, а на собственный капот, потому поздно заметил автомобиль 1.

Водитель автомобиля 3 тоже мог бы побеспокоиться заранее. Конечно, вряд ли он видел повернутые колеса автомобиля 1 и был в состоянии вообразить такую многоходовую комбинацию предстоящих событий. Но ведь предположить, что водитель 1 банально не уступит дорогу и начнет движение, он мог! И опять в нашем примере было нарушено четвертое условие активной безопасности.

Рекомендации

Пропуская встречный транспорт перед поворотом налево или разворотом, держите передние колеса в положении «прямо» и поворачивайте их после начала маневра. В случае отсутствия усилителя руля в вашем автомобиле поворачивать руль сразу после старта вам было бы тяжело. Но вы можете воспользоваться эффектом перераспределения веса машины. Во время старта и ускорения машина «приседает» на задних колесах, в результате чего задняя ось дополнительно нагружается, а передняя – разгружается. И в этот момент разгрузки повернуть руль вам будет гораздо проще. Правда, в случае поворота или разворота такая разгрузка была бы кратковременна, поэтому для ее эффективного использования хорошо бы владеть навыками скоростного руления.

Следующая рекомендация коснется педали тормоза. Как же лучше стоять на случай удара сзади – с отпущенной педалью тормоза или с нажатой? С одной стороны, если удар сзади происходит при отпущенном вами тормозе, то машина от удара начинает свободно катиться вперед, из-за чего меньше деформируется место удара. Но при этом есть риск въехать в стоящую впереди машину, если она есть. С другой – если получить удар сзади, а педаль тормоза у вас нажата, то это убережет от наезда на автомобиль спереди, но усилит повреждения вашей машины в месте удара. Поэтому, что делать с педалью тормоза, решать вам, а по моему мнению, идеально стоять с отпущенной педалью тормоза (если дорога горизонтальная, конечно) на случай удара сзади, а если он вдруг произошел, то тут же ее нажать, чтобы не въехать в автомобиль спереди или минимизировать повреждения.

Обгон на нерегулируемом перекрестке

Описание ситуации (рис. 37)

Водитель автомобиля 1 решил повернуть на перекрестке налево и заранее включил левый указатель поворота (илл. 1). Водитель автомобиля 2, следующий сзади с большой скоростью, решил, что сможет обогнать его раньше, чем тот достигнет перекрестка, и выехал на встречную полосу (илл. 2, 3). Когда он поравнялся с автомобилем 1, его водитель приступил к маневру, в результате чего произошло столкновение

Комментарии

Давайте вспомним, что сказано в п. 11.1 Правил: «11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

«…следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево».

Выходит, что оба водителя допустили ошибку при маневре. Если вспомнить, что водитель 1 заявил о намерении повернуть налево первым и заранее включил для этого указатель поворота, то водитель 2 нарушил правило 11.1 – пошел на обгон, несмотря на включенный «поворотник» автомобиля 1. Водитель же автомобиля 1 тоже нарушил это правило – приступил к маневру, несмотря на то что его уже обгоняют.

Авто
5,66 млн интересуются