Найти тему

Города по алфавиту. Анкара (Турция). Часть II.

-2
-3

Еще одной излюбленной туристами достопримечательностью Анкары является башня Атакуле – телевизионная и смотровая башня высотой в 125 метров. Вообще-то я очень боюсь высоты и скоростных лифтов, но от возможности взглянуть на город с высоты птичьего полета не смогла отказаться. В этой башне есть вращающийся ресторан, в который мы заглянули, но сидеть там не стали, решив, что это слишком дорогое удовольствие. В торговом центре Тансаш, расположенном под башней, я купила комплект серебряных украшений со стеклянными голубыми бусинами-оберегами “nazar boncuk”, изображающими голубые глаза. (До того момента мне приходилось встречать безделушки с такими бусинами в Болгарии, но обычно это были или дешевые стеклянные брелоки, или браслеты из деревянных раскрашенных или пластмассовых бусин. Значительно позже я видела похожие «глаза» на Мальте, где они могли быть нарисованы на рыбацких лодках, а недавно наткнулась на просторах интернета на утверждение, согласно которому родиной оберега в виде глаза считается Древний Египет, где такие изображения делали на стенах усыпальниц). Сначала я (естественно, с помощью Гюзели, взявшей на себя коммуникацию с хозяином магазинчика) выбрала кулон и браслет, а затем хозяин-ювелир сделал подходящие к этому комплекту сережки, прикрепив маленькие бусины в серебряной оправе к серебряным же швензам. Потом мы «обмыли» покупку крепким черным чаем из неизменных стеклянных стаканчиков, который хозяин подал нам тут же в магазине. Пишут, что с тех пор этот торговый центр закрывали и даже хотели разрушить (однако не стали этого делать, побоявшись навредить башне), а потом решили реконструировать. Не знаю, чем все закончилось… Эти украшения до сих пор остаются моими любимыми, хотя, к сожалению, браслет я недавно потеряла(((

Моя подруга Гюзель работала в Университете Гази и, разумеется, не могла не показать мне этот университет. Здание ректората Университета Гази считается одним из самых красивых в Анкаре. Мы зашли на факультет наук и искусств, где в то время работала Гюзель. Я рассматривала хранящиеся в ее кабинете книги (в частности, здесь я нашла книгу болгарской исследовательницы Флорентины Бадалановой «Фолклорен еротикон», из которой тут же отксерокопировала несколько отрывков), а Гюзель вспоминала вслух об извивах своей жизни и карьеры. По ее словам, если бы она родилась и постоянно жила в Турции, ей вряд ли удалось бы получить столь хорошее образование, как в Болгарии (она окончила Шуменский университет), и ее карьерные успехи были бы намного скромнее. (В целом ее воспоминания о Болгарии являются весьма противоречивыми и по большей части печальными).

Если вы окажетесь в Анкаре, то обязательно посетите Музей Анатолийских цивилизаций, где перед глазами словно оживают иллюстрации из учебников по истории Древнего мира. Хетты, лувийцы, ассирийцы, фригийцы, урарты… Об этом музее можно почитать, например, вот здесь: https://zen.yandex.ru/media/maximus101/muzei-anatoliiskih-civilizacii-v-ankare-5b2e335253576f00a9a45536, я все равно лучше не напишу.

В последний перед моим отъездом день мы посетили Крепость Анкары (Ankara kalesi), история которой восходит к римским временам. Жилые кварталы внутри цитадели оставили у меня ощущение то ли бедной деревни, то ли лагеря беженцев. Старые женщины, продающие какие-то вязаные изделия, разложив их прямо на земле, дети, просящие милостыню… Однако на крышах большинства домов, даже самых страшных и разваливающихся, имелись спутниковые тарелки. По словам Гюзели, среди жителей этих кварталов преобладают переселенцы из турецкого Курдистана – из города Диярбакыр на юго-востоке Турции и его окрестностей. Среди них есть и курды, и турки, и цыгане. Гюзель с возмущением отзывалась о действиях тогдашнего мэра Анкары Ибрагима Мелиха Гёкчека, которому нужны были новые избиратели и благодаря усилиям которого, по ее утверждению, эти люди перебрались в Анкару. На мое робкое предположение, что они, вероятно, покинули родные места не от хорошей жизни, она возразила, что там, в Курдистане, несмотря на все невзгоды и опасности, они все же не были попрошайками и ворами.

В общем, впечатления об Анкаре были разнообразными и не всегда приятными, но сейчас я вспоминаю о ней с ностальгией и хотела бы увидеть ее снова.