Найти в Дзене
ИстАдмин

Формирование упорядоченных религиозных систем

В период классообразованияи начала политогенеза ранние формы религии начали претерпевать серьезные изменения, переплетаясь между собой. В ряде случаев это привело к созданию упорядоченных религиозных систем – как политеичных, так и монотеичных. Одним из результатов складывания ранних этнических общностей – племен – стало начало формирования племенных религиозных систем (некоторые из которых в дальнейшем трансформировались в национальные религии). Основой для зарождения новых религий стали существовавшие родовые культы, а также культы вождей. Отражением процесса расслоения внутри первобытных обществ стал аналогичный процесс и среди духов-покровителей, часть из которых превращаются в богов, обладающих гораздо большей властью и силой, а потому заслуживающих особого поклонения. Дух-покровитель вождя, дающий ему сверхъестественную силу (ману), постепенно стал превращаться в верховного бога формирующегося пантеона. Признаком, отличающим богов от прочих духов, стало наличие у них собственных

В период классообразованияи начала политогенеза ранние формы религии начали претерпевать серьезные изменения, переплетаясь между собой. В ряде случаев это привело к созданию упорядоченных религиозных систем – как политеичных, так и монотеичных.

Одним из результатов складывания ранних этнических общностей – племен – стало начало формирования племенных религиозных систем (некоторые из которых в дальнейшем трансформировались в национальные религии). Основой для зарождения новых религий стали существовавшие родовые культы, а также культы вождей. Отражением процесса расслоения внутри первобытных обществ стал аналогичный процесс и среди духов-покровителей, часть из которых превращаются в богов, обладающих гораздо большей властью и силой, а потому заслуживающих особого поклонения. Дух-покровитель вождя, дающий ему сверхъестественную силу (ману), постепенно стал превращаться в верховного бога формирующегося пантеона.

Признаком, отличающим богов от прочих духов, стало наличие у них собственных имен (как правило, отражающих сферу их деятельности) в противовес родовым именам, присущих последним. С этого момента можно говорить о формировании различных политеистических религий, которые получили свое распространение не только в первобытных обществах, но и у тех, которые достигли стадии государственного бытия. Причем наиболее упорядоченными были религиозные системы синполитейных, а не апополитейных обществ.

Возросшее могущество новых богов требовало изменения в системе взаимоотношения сверхъестественные силы – человек. Если большую часть обрядов и ритуалов, связанных с призывом к духам мог выполнять любой человек, то процедуру общения с богами берут на себя представители вновь сформировавшегося слоя – жрецы, которые тесным образом связаны с политарными структурами. Результатом этого стал усилившийся процесс сакрализации власти, ставший одной из предпосылок образования государства.

При этом значительная часть прежних форм религии полностью не исчезает, включаясь в формирующиеся политеистические религиозные системы. В ряде случаев из политеизма вырастали более сложные дуалистические (зороастризм) или монотеистические (иудаизм) религии, возникновение которых относится уже к периоду создания централизованных государств.