«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придёт Сын Человеческий.» (Мф. 24: 42-44).
Представьте, что вы поступаете в институт, или на хорошую работу, и от ответа начальника или комиссии зависит ваша дальнейшая судьба. Что они вам ответят: да или нет. Обычно человек волнуется в таких случаях и готовится к экзамену или собеседованию, потому что его дальнейшая судьба зависит от этого. Но даже, если не поступите и не получите эту работу, то это всё поправимо. Даже если вам ответят нет, на этом жизнь не заканчивается. Всё может измениться: можно найти другую работу, можно ещё раз попробовать поступить, или попробовать поступить в другой институт. И, как известно, всё что не делается всё к лучшему, значит не было на то воли Божией. А вот что поистине страшно, так это быть отвергнутыми Господом Иисусом Христом на Страшном Суде, страшно услышать ответ: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41), или ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». (Мф. 25: 12) и остаться за дверями Царства Небесного, «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 13: 42). Тогда всё будет потеряно, потому что человек будет брошен в озеро огненное с сатаной: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая.» (Откр. 21: 8). И в тоже время эти люди увидят, что праведники все сияющие входят в Царство Небесное: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.» (Мф. 13: 43). Тогда, осуждённые Господом горько будут жалеть о своей жизни, что не посвятили её Богу, о своих злых делах, о том, что не стремились делать добро, но будет уже поздно. Поэтому и называется Страшный Суд, а ещё и потому что собственные дела человека осуждают его. Как говорится в тропари к 7-й кафисме Псалтири: «Судии седящу, и Ангелом стоящым, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведома на суд? тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения. Темже прежде конца возопий Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.».
Если к поступлению в университет или к собеседованию человек готовится, то насколько серьёзнее должен готовится к Страшному Суду: ведь от ответа на Страшном Суде будет зависеть его посмертная участь, будет зависеть, где человек проведёт вечность. Поэтому пока есть время земной жизни, нужно каяться и молить Бога о милости. «Душе, покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя.» Молитвы по 4- кафисме Псалтири. Надо молиться так, как будут молить отверженные Господом после Страшного Суда. «А ты, встав на молитву, представь себе, что Христос пришел на землю, Суд завершен. И Господь уже уходит с теми, кого Он избрал, а ты — остался. Представь, как ты закричишь Ему вслед… Вот так и молись.» Старец Ефрем Катунакский. «Вси побдим, и Христа усрящим со множеством елеа и свещами светлыми, яко да чертога внутрь сподобимся, иже бо вне дверей постигнувый, бездельно Богови воззовет: помилуй мя.». Молитвы по 7-й кафисме Псалтири. Также нужно исповедать свои грехи, чтобы обличить себя в них, хотя бы перед одним человеком, перед священником, чтобы сокрытые грехи не были открыты на Страшном Суде перед всеми: перед Богом, Ангелами, святыми, перед другими людьми. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). Лучше обличить себя, осудить сейчас, здесь в этой жизни, испытать стыд перед священником, чем потом, когда уже не будет покаяния, эти грехи будут открыты всем. Там покаяние будет уже невозможно, покаяние возможно здесь, в этой жизни, поэтому не нужно терять времени зря, надо бодрствовать и молиться, как сказал Господь: «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» (Лк. 21: 36). И ещё нужно делать как можно больше добрых дел, чтобы быть готовыми к Страшному Суду. Этот день может наступить неожиданно, Господь сказал, что не знаете ни дня не часа. Поэтому надо запасаться делами милосердия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Люди, не сотворившие милости при своей земной жизни, будут осуждены Господом: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.» (Иак. 2: 13). Ещё важно помнить о том, что каждый будет судим по своим делам, и надо смотреть в себя и не осуждать ближнего: «яко Ты воздаси комуждо по делом eго.» (Псалом 61: 12). Не будет иметь значения, какого положения в обществе мы достигли, или, что мы заработали, каких успехов достигли в работе, что приобрели из материальных вещей, которые нам кажутся очень важными. Будет иметь значение, что мы сделали ради Господа и ради ближних. Будут иметь значение наши дела, слова, мысли, чувства, всё, что накопила душа за земную жизнь. «Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.» Молитвы по 10-й кафисме Псалтири.
«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25: 31-46).