Найти тему
Мамские бубни

Я землевладелец! Как оформить сделку купли-продажи без риелтора

Оглавление

Недавно мы с мужем решили купить участок. До этого я никогда даже не интересовалась процессом оформления таких сделок. Мы решили обратиться в агентство недвижимости, благо у нас в Тарусе такое есть. Они запросили 10 000 рублей за услугу. В эту сумму входит юридическая проверка объекта и подготовка документов. Но мы решили сэкономить и сделать всё сами. Рассказываю, как. Вдруг вам пригодится!

Агентство, кстати, может и подобрать участок. Мы искали сами на «Авито» и «Циане». Я выбрала несколько объявлений, связалась с продавцами, узнала все детали (в основном, номер участка, наличие коммуникаций и построек) и отметила все участки на карте.

Определились с выбором мы быстро, после первого же просмотра. Связались ещё раз с владельцем и сообщили, что готовы купить и договорились о дате встречи.

Как готовились к сделке

Продавать и покупать можно только земли, которые поставлены на кадастровый учёт. Проверить, стоит ли на учёте объект, можно, запросив у владельца кадастровый номер и заказав по нему выписку из ЕГРН. Это платная услуга, я заказывала стандартный отчёт за 250 рублей через интернет (можно прямо на сайте Росреестра). Там представлена информация о текущем владельце, об обременении, категории земли (у нас под садовое строительство) и план с координатами участка.

Можно заказать расширенный отчёт, включающий помимо стандартных данных, информацию о смене владельцев и переходе прав собственности на объект. На том сайте, где делала я, это стоит 700 рублей.

Дальше я связалась с председателем СНТ и запросила данные о долгах по участку. Оказалось, они были. Впрочем, продавец их не скрывал. Мы договорились, что я оплачу долг сама из стоимости участка, а остальную сумму передам ему во время сделки. В договоре, кстати, мы указали только ту сумму, которую я передавала ему. А председатель подготовила для нас справку об отсутствии долгов.

Деньги можно передать во время оформления сделки (мы отдали в конверте) или перевести с карты на карту. Или даже частями. Надо только прописать порядок передачи в договоре.

Договор и акт я готовила сама. Нашла в интернете шаблон, вписала все наши данные и выслала продавцу. Его всё устроило, я распечатала договор и акт в 3 экземплярах (один для Росреестра и по одному для него и меня), и мы подписали их в МФЦ. Кстати, акт приёма-передачи не обязателен, можно всё прописать в договоре.

Но договор — это не всё, что нужно для оформления сделки.

Документы, которые нужно предоставить для сделки:

  • паспорта и СНИЛС продавца и покупателя;
  • договор купли-продажи в 3 экземплярах;
  • акт приёма-передачи в 3 экземплярах;
  • свидетельство о праве собственности от продавца (если есть, их перестали выдавать в 2016 году);
  • заверенное нотариусом согласие на продажу от супруга, если продавец в браке;
  • удостоверение сделки от нотариуса (при необходимости. Например, если продается доля или собственник — недееспособное лицо);
  • справка об отсутствии долгов.

Также в МФЦ нужно оплатить госпошлину. В нашем случае 350 рублей я оплачивала прямо в МФЦ.

В общем, ничего сложного. Главное, чтобы продавец и покупатель были честны. Ведь Росреестр может признать сделку недействительной или покупатель, узнав, что с участком что-то не так, может потребовать деньги назад.

Мы потратили на оформление сделки всего 250 рублей вместо 10 000, которые могли бы заплатить агентству (пошлину не считаю, её в любом случае надо было бы платить).

Надеюсь, статья была вам полезна! Ставьте лайк и подписывайтесь на мой блог. Скоро здесь будут статьи про стройку :)