Сейчас сложно представить, но регулярным перелетам на самолете едва исполнилась сотня лет. За это время люди научились строить сверхдальние и вместительные лайнеры, способные за один «заход» довольно быстро перевезти на другой конец света сразу несколько сотен человек. Однако многие конструкторы грезили, казалось бы, непреодолимой планкой: преодолеть звуковой барьер, сделав авиаперевозки еще более быстрыми. Идея воплотилась в совместную британско-французскую разработку — сверхзвуковой самолет «Конкорд», созданный в 1962 году. После долгих лет испытаний, лишь в 1976-м, лайнер начал коммерческие межконтинентальные полеты. Почти четверть века, пусть и с большими издержками, самолеты летали между континентами. Однако катастрофа, случившая 25 июля 2000-го, похоже навсегда поставила крест на сверхзвуковой авиации.
Лайнер для элиты
Скорость. Как много это слово значит для бизнесменов, политиков и других не менее важных людей. Возможность быстро перемещаться для деловой прослойки одна из самых важных составляющих успеха. Впрочем, и у простых людей случается немало ситуаций, когда необходимо в сжатые сроки добраться до цели. Разработчики конца 50-х годов это понимали очень хорошо. Одновременно в Англии и Франции разрабатывались проекты сверхзвуковых самолетов. Однако растущие цены и требования заказчиков (ими выступали правительства стран) вынудили объединить усилия. Из-за сложности конструкции «Конкорд» создавали долгие 15 лет. Впервые прототип поднялся в воздух в 1969-м. Самолет своими формами напоминал хищную птицу, которая вот-вот готова ринуться в атаку.
Тогда же многие мировые авиакомпании, воодушевленные успехом «Конкорда», стали делать предварительные заказы на данный лайнер. Но в начале 1970-х случилось несколько событий, повлиявших на распространение судна. Во-первых, появился «Боинг-747», вместительный самолет, быстро завоевавший нишу в авиации. Во-вторых, из-за конфликта между Израилем и арабскими странами значительно взлетели цены на нефть и, как следствие, на авиационное топливо. Да и сам «Конкорд» стоил намного больше, чем предполагали. В конечном итоге, лишь 20 подобных самолетов ушли в коммерческую эксплуатацию в Англии и Франции.
Время успеха
В основном самолеты данного типа летали по трем маршрутам: Лондон — Нью-Йорк, Лондон — Барбадос и Париж — Нью-Йорк, полет по которым занимал около 4 часов. Иногда рейсы осуществлялись в другие города и континенты. Но стоимость билета туда/обратно была почти «космической» – около 10 тысяч долларов США. Впрочем, пассажирам предоставляли сервис высокого класса. Именно поэтому «Конкорд» таки завоевал, задуманную изначально аудиторию. Им пользовались бизнесмены, актеры, богачи. Летала «Конкордом» и королева Великобритании Елизавета II. Почти 25 лет регулярной коммерческой эксплуатации не вызывали нареканий. Однако в конце июля 2000-го случилась настоящая трагедия.
25 июля готовился очередной рейс из Парижа в Нью-Йорк. Для полета использовался самолет, произведенный в 1976 году. Буквально за 4 дня до происшествия его в очередной раз обслужили. И не нашли никаких нареканий. За 24 года экземпляр совершил 4873 цикла «взлет—посадка». Им готовился управлять экипаж из 9 человек – двух пилотов, бортинженера и шести стюардов. Всего на борт, учитывая экипаж, поднялось 109 человек.
В 16:42 самолет начал разбег по полосе. Однако едва оторвавшись от земли диспетчеры заметили огненный хвост в задней части лайнера. Учитывая критическую скорость, возможности прервать полет у пилотов не было. Командир воздушного судна решил разворачиваться и возвращаться в аэропорт. Однако довольно быстро отказал сначала первы, а потом и второй двигатель. Машина стала практически неуправляемой. В трех километрах от точки взлета «Конкорд» упал и полностью разрушился. При этом падение пришлось на здание небольшого отеля. Всего погибло 113 человек – все, кто находился в самолете и четыре человека на земле. Еще один пострадал, но выжил.
Сообщения о катастрофе «Конкорда» моментально появились в эфире и привели в состояние шока не только Францию, но и всю Европу. Курс акций авиакомпаний Air France и British Airways на Парижской, Нью-Йоркской и Токийской фондовых биржах резко упал.
Виноват титан?
Причин трагедии рассматривалось множество. Однако специальная комиссия практически сразу отвергла версию о теракте, сосредоточившись на технических аспектах. Изначально журналисты и обыватели подумали на сервисменов. Но и этот вариант оставили «за бортом». Вскоре выяснились шокирующие подробности. Катастрофа «Конкорда» оказалась страшной случайностью.
Дело в том, что за несколько минут до взлета с этой же полосы в небо поднимался другой пассажирский самолет. От его двигателя отделилась небольшая титановая пластина, обломки которой пробили балансировочный топливный бак «Конкорда». Возникло небольшое короткое замыкание и авиационный керосин моментально вспыхнул, охватив первый двигатель. В конце концов, самолет потерял управляемость и рухнул.
Интересно, что согласно международному праву, авиаперевозчики несут ответственность за ущерб, причиненный предметами, упавшими с его самолета. Именно поэтому французские власти обратились в суд с иском к компании Continental Airlines, которые являлись владельцами лайнера, взлетавшего перед «Конкордом», дабы те возместили ущерб. С подобными исками обратились родственники и близкие погибших. В итоге им было выплачено более 100 миллионов евро компенсации.
Но и это не все. В 2010-м состоялся суд над 42-летним механиком авиакомпании Continental Airlines в Хьюстоне Джоном Тейлором. Следствие пришло к выводу, что именно он плохо закрепил ту злосчастную деталь, приведшую к катастрофе. Его приговорили с 15 месяцам тюрьмы условно и небольшому штрафу.
Последствия для авиации
Они были поистине плачевными. Сразу после крушения все полеты «Конкордов» запретили до выяснения причин катастрофы. Однако британские авиакомпании спустя всего несколько дней возобновили полеты, пусть и нерегулярные. Французские же в свою очередь не давали права летать этим самолетам еще около года. Все это время продолжалась модернизация и проверка самолетов. 12 лайнеров стояли в Париже и Лондоне, ещё один оказался в Нью-Йорке. Специалисты Международной организации воздушных перевозчиков и американская Федеральная авиационная администрация (FAA) провели тщательное обследование технического состояния всех самолётов, которое продолжалось почти 2 месяца. Однако неисправностей и дефектов обнаружить не удалось, и запрет на полёты сверхзвуковых «Конкордов» сняли. Регулярные пассажирские перевозки возобновились только в ноябре 2001-го. Впрочем, уже тогда стало ясно, что век «Конкордов» подходит к концу.
Тем более, инциденты на самолетах становились все более частыми. В одном из полетов отказала одна из секций руля. В еще одном случае произошла утечка топлива, повлекшая остановку двигателей. Наконец, в апреле 2003-го британскими и французскими авиационными властями было принято совместное решение о прекращении эксплуатации «Конкордов». Последние регулярные рейсы состоялись 24 октября того же года. А в целом заключительный полет «Конкорда» на данный момент случился 26 ноября. Самолет вылетел из лондонского аэропорта «Хитроу», сделал прощальный круг над Бискайским заливом и сел в аэропорту Филтон.
Сегодня все «Конкорды» сохранены и выставлены в различных музеях по всему миру.
Эта катастрофа наряду с событиями 11 сентября 2001 года стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских авиаперевозок, эксплуатация самолетов начала приносить убытки.
Автор статьи: Алесь Крупский
Автор фото: из открытых источников