Найти в Дзене
КиноМеломан

Николай Еременко. Очаровательный хулиган и любимец женщин

Оглавление

В нем была мужественная красота, харизма, незаурядный актерский талант. Он мог легко сыграть литературного персонажа, а потом перевоплотиться в героя боевика или красавца-офицера. И в любом из этих образов смотрелся абсолютно естественно. Таким был продолжатель знаменитой актерской династии Николай Николаевич Еременко.

Для меня Еременко-младший – один из главных артистов советского кино. А такие любимые с детства фильмы как «Красное и черное», «31 июня», «Пираты ХХ века», «В поисках капитана Гранта», «Я объявляю вам войну» с большим удовольствием пересматриваю и сегодня. Все же это классика нашего кинематографа, а для Еременко – большие творческие удачи.

Кадр из фильма "31 июня"
Кадр из фильма "31 июня"

Воспитание улицей и… ремнем

Творческая атмосфера окружала Николая с детства. Он родился в Витебске, в актерской семье. Отец Николай Николаевич Еременко-старший был известным советским артистом театра и кино. Старшее поколение наверняка его помнит по знаменитой киноэпопее «Вечный зов». Мать, Галина Александровна Орлова тоже играла в театре и снималась в фильмах.

Однако маленький Коля вначале не особо интересовался актерской профессией. Мальчуган много времени проводил на улицах. Хулиганил с местной шпаной. Лазил по белорусским лесам в поисках оружия, оставшегося там с войны. Парень рос далеко не паинькой: был не дурак подраться, мог прихватить и какую-нибудь мелочевку в магазине.

Маленький Николай с родителями
Маленький Николай с родителями

Родители часто уезжали то на съемки, то на гастроли. За сыном им было смотреть некогда. Но когда отец возвращался домой и узнавал о проделках своего отпрыска, то наказывал его ремнем. А человек он был жесткий: прошел Великую Отечественную войну, побывал в фашистских лагерях. Сын получал от отца по полной программе.

В 1959 году из Витебска семья переехала в столицу Белоруссии, и родители стали выступать в труппе академического театра имени Янки Купалы. В Минске Николай взял себя в руки, и хулиганские проделки остались в прошлом. Парень часто заходил к родителям в театр, охотно примерял на себя театральный реквизит. А когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Люди и звери» с Еременко-старшим в главной роли, то на актерскую семью обрушилась всесоюзная слава. Николая Николаевича начали узнавать на улице. У подъезда дежурили поклонницы. А сын получил в школе прозвище «Артист».

-4

Кино как путевка в жизнь

Коля быстро понял, какие преимущества дает кинематограф и тоже изъявил желание стать киноактером. Он быстро подтянул школьную успеваемость, засел за книги (благо, дома была шикарная библиотека) и после школы решил поступать во ВГИК. Юноша непременно хотел учиться на курсе у Сергея Герасимова.

Но с первой попытки поступить в вуз не получилось. Зато во второй раз парень приложил все силы, чтобы попасть в мастерскую советского мэтра. Помог ему и отец. Для вступительного экзамена амбициозный юноша выучил любимое стихотворение Герасимова «Гроза» Николая Заболоцкого. И маститый режиссер оценил старания парня. Вскоре Еременко-младший стал его любимым студентом.

-5

Мастер высоко ценил талант юноши и сквозь пальцы смотрел на его мальчишеские загулы, пропуски занятий и прочие вольности. Уже на втором курсе Николай снялся у своего учителя в драме «У озера». Вместе с ним снимались и однокурсницы: Белохвостикова, Аринбасарова, Гвоздикова, Бондарчук. На съемочной площадке парень познакомился еще с одним мэтром советского кино Василием Шукшиным, которого очень уважал и относился с таким же трепетом, как и к Герасимову. Кинокартина в свое время вызвала большой интерес, получила государственную премию, а молодые актеры – первую известность.

Кадр из фильма "У озера"
Кадр из фильма "У озера"

В студенческие годы Николай поработал с Герасимовым еще в одной кинокартине. Это был телефильм «Красное и черное», снятый по одноименному роману Стендаля. Признаюсь, произведение французского писателя – одна из моих любимейших книг, в свое время зачитанная от корки до корки. Киноработа Еременко – стопроцентное попадание в образ Жюльена Сореля, и до сих пор производит сильное впечатление.

После выхода этого киношедевра актер стал очень популярен среди читающей публики. Поклонницы со всей страны присылали ему тонны писем, где признавались в любви. Говорят, сам актер считал эту работу одной из выдающихся в своем портфолио. Во многом он был похож на литературный персонаж Стендаля – также же смелый и благородный.

Жюльен Сорель в экранизации романа Стендаля – одна из лучших киноработ Еременко
Жюльен Сорель в экранизации романа Стендаля – одна из лучших киноработ Еременко

А потом в карьере Николая был еще один громкий хит – советский супербоевик «Пираты ХХ века», побивший рекорды проката. В год выхода кино посмотрели около 90 млн (!) зрителей. Народ тогда толпами валил в кинотеатры, и все билеты разлетались даже на утренние сеансы. Роль отважного механика Сергея – одна из ключевых у Еременко.

Вместе со своим близким другом и однокурсником Талгатом Нигматулиным, сыгравшим главного пирата, они вместе придумывали боевые сцены, сами выполняли многие трюки и работали с большой самоотдачей. Неудивительно, что за эту роль Николая назвали лучшим актером 1980 года по версии журнала «Советский экран». Артист даже обижался. Ведь он сам считал гораздо более сложной и глубокой роль Жюльена Сореля.

Боевик «Пираты ХХ века» стал самым кассовым фильмом советского кинопроката
Боевик «Пираты ХХ века» стал самым кассовым фильмом советского кинопроката

Сын за отца

С тех пор Еременко-младший создал целую галерею положительных образов в кино: князь Болховский в «Эскадроне гусар летучих», лорд Гленарван в телефильме «В поисках капитана Гранта», граф Орлов в «Царской охоте». Его любили женщины, обожали зрители. Однако в 90-е годы он вышел за рамки привычного амплуа и стал часто играть отрицательных персонажей. Но даже негодяи в его исполнении получались очень обаятельными.

С Тамарой Акуловой в телефильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта»
С Тамарой Акуловой в телефильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта»

Актер очень хотел сняться вдвоем со своим знаменитым отцом, для которого в 90-е годы тоже наступили сложные времена. Работы практически не было. Но режиссеры упорно не звали их вместе в один фильм. Тогда Еременко-младший взял дело в свои руки и сам выступил режиссером.

Драма «Сын за отца» по нынешним меркам выглядит немного наивной. Зато очень точно передает дух и атмосферу того смутного времени. Фильм стал первой и, увы, последней совместной работой двух Николаев Еременко. В 2000 году Еременко-старшего не стало. А через год ушел из жизни и младший, очень тяжело переживавший смерть своего родителя. Николаю Николаевичу было всего 52 года.

-10

Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.

Также читайте на канале:

Ханс Циммер. Главный кинокомпозитор 21 века

Анна Михалкова. Дочь, которая пошла в отца

Вадим Спиридонов: «На улице меня называли предателем и угрожали расправой!»