Вопрос непростой...
То, что у родителей есть власть над детьми - это нормально. Власть - это ответственность, это защита; это материальное обеспечение детей, это их "вывод в люди".
Другое дело, что здесь, как и в любом деле, необходимо учитывать особенности - чтобы, осуществляя власть, найти подходящий, органичный способ, тон, стиль. Чтобы не ломать чрезмерными усердиями ни ребёнка, ни себя.
Слава Богу, мои родители не были чересчур волевыми людьми - у них не хватило воли заставить меня закончить музыкальную школу. Иначе - я это точно знаю, - всю свою оставшуюся жизнь я бы ненавидел музыку. Очень многие мои знакомые, получив музыкальное образование, вешали диплом в туалет и никогда больше не подходили к инструменту. Ради этого, конечно, стоило учиться...
В детстве я очень и очень смутно всё ощущал - что мне нужно, а что нет. Я ещё плохо слышал голос собственной интуиции, и уж тем более, мне было очень трудно донести мои ощущения до родителей и убедить их, что вот сюда мне нужно, а сюда - не нужно совсем. Поэтому я много ходил туда, куда можно было и не ходить. Например, на пинг-понг я ездил где-то год. Ещё столько же - на большой теннис. Я очень сильно мучился там. Я ведь не маялся от безделья, в свободное время я сочинял, рисовал схемы, картинки - а вот эти спортивные секции только отнимали время от моего главного дела, ничего решительно не прибавляя.
Зато на рукопашный бой я пошёл уже сам - когда назрела такая необходимость. Я уже знал, что делаю и для чего - поэтому и прогресс там был ощутимее. Как я понял уже потом, подобные "боевые" секции, прежде всего, вырабатывали в человеке ВНУТРЕННЮЮ СИЛУ. И, возможно, это во многом снимало потенциальную опасность драк и стычек, выводило из состояния жертвы - в том числе из роли "жертвы неразделённой любви", что для меня тогда было крайне важно.
В 1989 году какими-то правдами и неправдами мама сумела выйти на руководство телестудии "Товарищ". Была такая студия на нашем областном телевидении, пользовалась популярностью. Там было немало детей, которые либо целые передачи вели, либо отдельные фрагменты. И вот меня обещали там "посмотреть", как мама мне сказала.
А я нисколько не обрадовался. Чего меня смотреть, я не картина на выставке. И не хочу я ни на какое телевидение, что я там делать буду, не надо мне туда. Но... слишком я был слаб перед родителями, чтобы упереться на своём "не хочу" - хотя мне было уже 13 тогда. Тем более, на меня какой-то ужас прямо напал, оцепенение, не было сил возражать. И я сам даже верил, что просто трушу, а надо бросать вызов страхам, и тогда я скорее вырасту большим...
Нужно было вырасти большим, чтобы дозреть до этого: не надо себя героически преодолевать там, где не надо. В 13 лет можно было уже со мной посоветоваться и узнать моё мнение по поводу телестудии. Можно было нам вместе подумать и договориться на начальном этапе о каких-то небольших, адаптационных занятиях - глядишь, и пошло бы дело. Но, увы. Я пришёл сразу в чужой для меня коллектив, просидел там час - просто просидел ни жив, ни мёртв, как будто меня заклинило или парализовало. И то, что меня восприняли как пустое место - может быть, это было и лучше, чем если бы стали расспрашивать, разглядывать, изучать...
В моём детстве, в моём случае родительское принуждение в плане дополнительных занятий не сработало ни разу. Даже когда я повиновался и ходил, куда хотели папа с мамой. Это могло быть полезным, но моя нелюбовь перевешивала пользу. У меня получалось там, куда я сам просился - или там, где мы договаривались, обсуждали, где со мной считались. Я с радостью ходил, например, на занятия в литературную студию к Юрию Борисовичу Орлицкому - он занимался со мной один, и я нисколько не стеснялся взрослого человека, чувствовал себя с ним легко. И на уроки баяна я ездил с большим удовольствием: Вячеслав Евгеньевич Яшин не натаскивал меня по классическим канонам; он давал мне возможность играть то, что я хочу и как я хочу. И только мягко направлял, подсказывал, объяснял основы.
Почему со словом и с музыкой я дружу до сих пор. И с собой учусь дружить. Чтобы, будучи уже родителем, слышать и себя, и ребёнка; находить варианты, которые устроили бы всех. Чтобы быть всегда благодарным - как я благодарен своим родителям за их искреннюю заботу обо мне. Пусть даже не все педагогические ходы у них срабатывали - я гораздо больше впитал от их личностей. Так что ничего не зря...
_____________________________________________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара): писатель, поэт, композитор, сценарист.
Кто лучше знает, что нужнее для ребёнка - он сам или родители?
26 июля 202126 июл 2021
7
3 мин
1