Найти в Дзене
Человек-метро

Ночь на одной из самых красивых станций метро мира - Автово. Секрет хрустальных колонн, пропавшие люстры и Сталин, которого нет

Оценивать красоту того или иного архитектурного объекта не всегда легко, поэтому, встречая в различных блогах и средствах массовой информации публикации с рейтингом самых красивых станций метро мира, невольно задумываешься - а судьи-то кто? Тем не менее в большинстве подборок метроостановок действительно представляются подлинные шедевры архитектуры. Среди многообразия станций из подземок разных стран мира нередко можно встретить "Автово" - одну из первых станций ленинградского метрополитена. И тут финны наследили? Прежде чем мы спустимся на платформу (посмотрим ночные фотографии), сперва стоит несколько слов сказать о происхождении названия станции, ведь с ним не всё так очевидно. Интерпретаций доводится слышать несколько. Что приходит в первую очередь на ум при слове "Автово"? Может автомобили? Да, среди версий встречается такой вариант, однако стоит отметить, что на картах конца XVII века это название уже фигурирует. Еще до основания Петербурга, в местности, где в 1955 году откроет
Оглавление

Оценивать красоту того или иного архитектурного объекта не всегда легко, поэтому, встречая в различных блогах и средствах массовой информации публикации с рейтингом самых красивых станций метро мира, невольно задумываешься - а судьи-то кто? Тем не менее в большинстве подборок метроостановок действительно представляются подлинные шедевры архитектуры. Среди многообразия станций из подземок разных стран мира нередко можно встретить "Автово" - одну из первых станций ленинградского метрополитена.

Центральный зал станции "Автово". Снимок автора. 2014 год
Центральный зал станции "Автово". Снимок автора. 2014 год

И тут финны наследили?

Прежде чем мы спустимся на платформу (посмотрим ночные фотографии), сперва стоит несколько слов сказать о происхождении названия станции, ведь с ним не всё так очевидно. Интерпретаций доводится слышать несколько.

Что приходит в первую очередь на ум при слове "Автово"? Может автомобили? Да, среди версий встречается такой вариант, однако стоит отметить, что на картах конца XVII века это название уже фигурирует.

Деревня Autuala by и придорожный трактир Autuala krog. Фрагмент шведской карты дороги между Ниеном и Нарвой. 1688 год
Деревня Autuala by и придорожный трактир Autuala krog. Фрагмент шведской карты дороги между Ниеном и Нарвой. 1688 год

Еще до основания Петербурга, в местности, где в 1955 году откроется станция метро, находилась деревня Аутово (Аутала). Ряд исследователей-краеведов сходятся во мнении, что это название может происходить от финского слова «аутто», означающего «пустошь» или «пустынный». Если посмотреть старые фотографии, сделанные в начале XX века с аэропланов, можно заметить, что местность действительно была представлена по большей степени степью с редколесьем, так что "пустынное" происхождение вполне имеет место быть.

Тем не менее через пустошь проходил тракт, соединяющий город Ниен, предшественник Санкт-Петербурга, с Нарвой. Здесь впоследствии любили селиться обеспеченные петербургские "дачники", позднее селились советские пролетарии - работники заводов и мануфактур, а еще позднее в непосредственной близости прошёл передний край обороны Ленинграда.

Вообще про историю этого места говорить можно достаточно долго, но оставим это тем, кто может это сделать лучше, чем я. Например, мои добрым друзьям из частного музея Оранэлы, который как раз находится в Автово. Они ведут свой канал на Яндекс. Дзен и увлекательно рассказывают об истории района, города и его транспорте.

Ну а мы двинемся дальше, поближе к метро.

Глубину отставить!

То, что в Автово придёт метро в составе первых очередей, не было секретом уже в 1930-е годы - Ленинградский научно-исследовательский институт коммунального хозяйства издал серьезный труд, в котором обосновал все основные направления, по которым на их взгляд следовало вести строительство метрополитена в городе на Неве.

Основные направления развития Ленинградского метро, обоснованные в 1937 году
Основные направления развития Ленинградского метро, обоснованные в 1937 году

Почему стремились в сторону Автово? Рядом огромный индустриальный флагман - Кировский завод и районы нового массового жилищного строительства. Важно еще будет отметить, что до Великой Отечественной войны существовали реальные планы по переносу центра города на юг. Именно поэтому развитие подземки в этом направлении выглядело в достаточной степени обоснованным.

В первом приближении, когда под завесой тайны только начали строить метро в январе 1941 года, в Автово собирались сооружать вполне себе глубокую станцию - почти на пятидесятиметровой глубине. Был заложен шахтный ствол, который даже успели пройти на полную глубину. Однако, спустя полгода после начала стройки инженеры-изыскатели внезапно смекнули, что решение делать станцию "Автово" глубокой избыточно, так как геологические условия вполне благоволят строить на малой глубине (это, кстати, огромная редкость для Петербурга).

На малой глубине - это значит, что для устройства станции достаточно будет раскопать котлован и внутри него, словно подвал дома, замонолитить и собрать основные конструкции, засыпав потом сверху небольшим слоем песка.

До начала войны заняться котлованом для станции не успели, зато с 1946 года работы развернулись полным ходом.

Станция в яме

Несмотря на то, что грунт в Автово явно был покрепче того, что встретился строителям в центре Ленинграда, всё равно просто так котлован раскопать не удалось. Виной тому приток подземных вод. Для того, чтобы безопасно вытаскивать грунт пришлось задействовать специальные способы - так в тоннелестроении называют комплекс мер и технологий, которые позволяют осуществлять стройку подземных сооружений в особо сложных условиях. Например, в слабых грунтах и под большим давлением воды.

В Автово, в частности, применили способ рассольного замораживания - по периметру стен котлована набурили скважин и пустили по ним "бегать" хладоноситель, чтобы заморозить грунт. То есть создали эдакий гигантский холодильник "Бирюса", трубки которого спрятали под землей.

Такая хитрость позволила безопасно раскрыть котлован и приступить к сооружению несущих конструкций будущей станции - лотка, стен, колонн и перекрытий, выполненных преимущественно из монолитного железобетона.

Что касается конструкции, то станция "Автово" не представляла собой что-то совсем революционное - это была вполне проверенная временем конструкция колонной станции, которая успешно применялась до этого в Москве в различных вариантах исполнения.

Разрез станции "Автово". Авторский рисунок
Разрез станции "Автово". Авторский рисунок

Глубина её небольшая - всего 9,5 метров от поверхности земли до уровня платформы. Первые 22 года своей жизни "Автово" была единственной станцией Ленинградской подземки, которая не имела эскалаторных подъемников.

А выглядеть могла по-другому!

Собственно говоря, как и остальные семь станций ленинградского метрополитена, которые открылись для пассажиров 15 ноября 1955 года.

Строить-то начинали подземку без чёткого понимания того, как будут в итоге оформлены пассажирские пространства. В течение нескольких лет с 1946-го по 1950-й год было проведено три конкурсных тура, в рамках которых определялись авторы архитектурного убранства станций.

В связи с этим до настоящего времени дошло немало эскизов, которые демонстрируют широту творческих взглядов архитекторов, принимавших участие в конкурсе.

Не ставлю задачу показать все варианты, но пару-тройку наиболее примечательных посмотреть стоит:

Географическая близость станции к горячим точкам времен Великой Отечественной войны практически сразу определила тематику оформления - дань уважения и памяти героическим защитникам Ленинграда.

Тем не менее, если бы не уход Сталина из жизни в 1953 году, то можно было бы предположить, что героическое посвящение не обошлось бы без чествования вождя. Некоторых архитектурные решения, максимально близкие к тому, что в конечном итоге было построено, содержат упоминание вождя как в его восхвалении, так и в цитатах.

Тем не менее, плохо это или хорошо - Сталину в "Автово" места не предусмотрели.

Однажды тёплой автовской ночью

Всё, с исторической подоплёкой разобрались, а теперь самое интересное - пойдём гулять по станции ночью. В то время, когда большинство петербуржцев спит, в метро воцаряется особая атмосфера - настаёт время его обслуживания.

В пассажирских залах гаснет большая часть светильников, из неведомых недр станции начинают материализоваться сотрудники метро в оранжевых жилетках, по тоннелям перестают ездить вагоны, а вместо них изредка проносятся служебные дизельные локомотивы - мотовозы. Фотографией, к сожалению, этот дух передать порой очень сложно.

Дежурная по станции встречает хозяйственный поезд на станции "Автово"
Дежурная по станции встречает хозяйственный поезд на станции "Автово"

Свет на платформе, в вестибюле и коридорах выключают для экономии электроэнергии - для кого жечь лишние киловатты? Однако, если свет нужен для проведения конкретных работ, его, конечно, включат. Так было и в моем случае - хотелось запечатлеть станцию именно так, как её видят пассажиры, только без пассажиров.

Автово. 2014 год. Снимок автора
Автово. 2014 год. Снимок автора

Начнём с центрального зала - места, где оказывается пассажир, выйдя из поезда. Стройный ряд колонн поддерживает массивные потолки, богато украшенного лепниной.

-10

Первое, на что скорее всего упадет взор внимательного зрителя - это колонны и люстры. И про каждый из этих элементов есть своя история.

Взять хотя бы те же колонны! Вокруг них ходит немало легенд.

Всё дело в том, что колонны отделаны по-разному на станции - часть покрыта стеклом (это не хрусталь!), а часть облицована белым мрамором. Причем стеклянных меньше - 16 против 28. На панорамном снимке это вполне заметно.

Автово
Автово

Еще нарисовал для вас схемку:

-14

У эстетствующего человека скорее всего возникнет вопрос - а чего ж все колонны не выполнили в стекле? Однозначного ответа, подтверждаемого документами, на этот вопрос пока нет, но есть две гипотезы.

Первая вполне житейская и связана с экономией ресурсов - всё-таки годы были послевоенные, тяжелые. Сделали пробные участки со стеклом - красиво, но делать долго, дорого и трудоёмко, поэтому от дальнейшего "остекления" отказались.

А вот вторая легенда гласит о том, что на одни из промежуточных этапов приёмки станции прибыла важная комиссия из Москвы, делегаты которой были сильно впечатлены красотой стеклянных колон и отметили, что такая красивая станция может быть только в одном советском метрополитене - и он не ленинградский.

Я придерживаюсь больше первой версии, но как узнать наверняка? Поделитесь своими соображениями, друзья.

Колонна с секретом

Стеклянным колоннам и вправду стоит посвятить отдельный параграф. Их особенный шарм неизменно привлекает взоры пассажиров, включая туристов, которые нередко специально приезжают в Автово, чтобы полюбоваться одной из самых красивых станций.

Прежде всего надо отметить - колонна не стеклянная полностью, как может показаться. Этот несущий элемент был призван выдерживать огромную нагрузку от массивного железобетонного перекрытия, по которому еще сверху проложена проезжая часть оживленного проспекта Стачек - стекло бы не выдержало. В основе колонн - железобетонный стержень, обёрнутый по спирали стеклянными блоками.

На этом снимке хороша видна ж/б основа колонны
На этом снимке хороша видна ж/б основа колонны

Тем не менее чуду есть место - прозрачное стекло почему-то не просвечивает. На самом деле здесь ловко были использованы оптические законы физики. В этом ленинградцам помог профессор Григорий Гершуни, именитый советский физик из Пермского государственного университета, который подсказал простую идею - внутреннюю поверхность стеклянных блоков делать с огранкой под углом в 80 градусов.

Примерно вот так
Примерно вот так

За счет этого приёма свет преломляется таким образом, что элемент не просвечивается и не показывает "начинку".

Процесс создания мастер-модели для формовки стеклянного орнамента. Источник: http://mirmetro.net
Процесс создания мастер-модели для формовки стеклянного орнамента. Источник: http://mirmetro.net

Спиралевидное крепление стекла было связано с необходимостью компенсации осадок колонн - ведь никто не мог дать (и сейчас не даст) гарантию, что за десятилетия перекрытия станции не "сядут". Получается, что спираль может работать подобно пружине, минимизируя риск расколки хрупких декоративных элементов.

Еще доводилось слышать байку о том, что колонны подсвечивались. Несмотря на то, что документальных подтверждений этому нет - ни фотографий, ни описания в путеводителях середины/конца 1950-х. Тем не менее я слышал про кабель-каналы, которые можно найти в платформенных перекрытиях. Возможно и для подсветки...

В любом случае, светятся колонны или нет - у авторов получился без преувеличения шедевр. Недаром иногда их сравнивают с хрустальным сервизом...

Иллюстратор Илья Тихомиров об "Автово" в своём фирменном стиле
Иллюстратор Илья Тихомиров об "Автово" в своём фирменном стиле

Исчезнувшие люстры

Всё не так просто и с люстрами, которые освещают подземные залы станции. Что с ними не так? Да всё так, только дошли они до наших дней не в полном составе и не в изначальном виде.

Небанальный вид на люстру
Небанальный вид на люстру

В 1955 году, когда станцию открыли, свет люстр излучался двумя рядами плафонов - верхним и нижним. Исторические фотографии довольно неплохо этот нюанс передают.

А сейчас вот так:

"Ощипанная" люстра
"Ощипанная" люстра

Нижние плафоны исчезли достаточно быстро - на фотографиях 1970-х годов их уже нет. Официальную причину еще предстоит отыскать исследователям, однако несложно предположить, что это могло быть связано с безопасностью. В чем же опасность?

Плафоны, свисающие вниз, могли составлять угрозу для пассажиров из-за гипотетической возможности их падения - многокилограммовый кусок толстенного стекла при определенных обстоятельствах имеет достаточно шансов отправить человека на другой свет.

Сейчас, в век современных световых технологий, конечно не скажешь, что на станции темно и света недостаточно, но, думается мне, с дополнительными плафонами "Автово" смотрелась бы еще интереснее.

Ладно, чего уж тут грустить. При большом желании вернуть аутентичный вид станции можно - чертежи есть, есть натурные образцы верхних плафонов - восстановить это можно. А что делать с отсутствующими люстрами?

Приехав сейчас в "Автово" и пройдя в самый конец станции, там, где мозаика, можно увидеть характерные отверстия в потолке на тех местах, где очевидно должны были быть люстры.

-23

Вот здесь действительно детективная история. Непонятно были ли они вообще. А если были, то когда, зачем и кто снял люстры?

Немногочисленные фотографы 1950-1970 гг. в торец станции не ходили и интересующие нас места не фотографировали. Все бы мысли на этом возможно и остановились, если бы не один любопытный нюанс.

Около шести лет назад в сети появилась очень любопытная фотография, на которой запечатлен актовый зал дома офицеров в одной из войсковых частей на территории Кировской области.

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?

Подозрительно похожая люстра, да еще и в оригинальном исполнении! Каким образом она туда попала? Откуда другие светильники?

Отмечу сразу - две другие люстры, а также бра в "Автово" не встречаются. Добрые коллеги по подземному цеху заметили сходство светильников с люстрами на станции московского метрополитена "Киевская". Получается, что и там должна быть недостача?

Один в один! Источник: https://proehal.ru/
Один в один! Источник: https://proehal.ru/

В общем, история покрыта мраком. Поделитесь вашими соображениями, пожалуйста. Могли ли военные себе позволить такой маневр, чтобы прихватить люстры со станций метрополитена? А если нет, то стал бы какой-нибудь генерал заказывать качественные реплики в четком соответствии с тем, что было в московском и ленинградском метро? Одним словом - детектив!

Мозаичная победа

До тех пор, пока на весь мир не обрушился известный вирус, на станции "Автово" частенько можно было встретить организованные и не очень толпы туристов из той страны, откуда, собственно, распространение вируса и началось. По моему наблюдению большое впечатление на них оказывали вовсе не колонны, сколько известная мозаика в торце платформы.

Мозаичное панно "Победа"
Мозаичное панно "Победа"

Художественная композиция под названием #Победа напоминает известный образ Родины-матери, только с ребёнком в руках. Если монументальная скульптура в Волгограде всем своим видом призывает к битве и обороне, то здесь картина более умиротворенная - война уже позади.

-27

Вспоминая своё детство, увидеть полностью панно было долгое время маленькой мечтой. Почти все 1990-е панно было закрыто различными инвентарными вышками, быстросборными лесами, ларями, поэтому вид у станции был, мягко говоря, не очень. Так что сейчас едва ли не идеальная пора для того, чтобы панно полюбоваться, тем более сделана современная яркая подсветка, которая хорошо композицию освещает.

Грандиозный ремонт и любовь к деталям

Станции первой очереди ленинградского метро - полноценная кладезь для фотографа и одновременно обременение. Пропускать детали здесь досадно и это выливается в часы съемки. Но это того стоит - даже просто поразглядывать.

Вентиляционные решетки
Вентиляционные решетки
Сохранившееся историческое табло
Сохранившееся историческое табло
Если бы еще не красные ленты бездарного информационного пространства...
Если бы еще не красные ленты бездарного информационного пространства...

И еще несколько фотографий приведу в галерее - листайте на здоровье:

Всё великолепие, которое можно увидеть в "Автово" сейчас, заслуга не только её создателей, но и реставраторов, которые станцию буквально возродили из небытия. И говорю я это не для красного словца.

До 2006 года станция находилась в ужасном состоянии. За десятилетия работы грунтовые воды, подобно концентрированной кислоте, разъели большую часть гидроизоляции и станция в буквальном смысле потекла. На некогда светлом мраморе появились серьезные трещины, следы от многочисленных протечек. Ряд конструкций покрылся неприятным белым и рыжим налётом.

В течение долгих шести лет станцию лечили. По ночам в стенах просверливались шпуры (сквозные отверстия) - через них специалисты нагнетали специальные химические составы, которые отдавливали воду, блокируя ей доступ к несущим конструкциям.

Спасти оригинальный мрамор не было никакой возможности. В ходе реконструкции его полностью демонтировали, а после проведения гидроизоляционных работ стены заново были облицованы натуральным камнем из того же месторождения - благо добыча мрамора в селе Коэлга Челябинской области велась и по-прежнему ведётся.

Процесс облицовки стен новым мрамором. Автор фотографии: Дина Галкина
Процесс облицовки стен новым мрамором. Автор фотографии: Дина Галкина

Казалось бы, простая операция - облицовка плоской стены, но она затянулась на годы. Очевидно, что такую работу можно произвести только ночью, а ночи в метро короткие - высокое напряжение снимается в 01:20 и подаётся вновь в 05:25.

За четыре часа нужно выйти на путь, спустить всё оборудование, привезти материалы, собрать леса, поработать, обратно разобрать леса, убрать мусор и т.д. При этом важно напомнить - через станцию "Автово" осуществляется связь метрополитена с площадкой электродепо. Недавно я как раз рассказывал про уникальный двухпутный тоннель, ведущий на поверхность - посмотрите, если еще не видели. Так вот всю ночь через "Автово" проносятся служебные поезда - один из двух путей всегда занят для движения. Таким образом в зависимости от ночи вы можете работать только с одной стеной.

На самом деле нагнетание специальных химических составов и ремонт стен были только частью дела, на которых, к счастью, реставраторы не остановились. Не менее сложной и ответственной задачей был ремонт оригинальных лепных потолков станции. Эта работа также заняла не один год.

Станцию в то время было не узнать - каждую колонну одели в защитные чехлы из досок, а в зоне ремонтно-реставрационных работ устроили подвесные полки, с помощью которых сбивалась историческая лепнина и на её место затем устанавливались воссозданные элементы.

При это стоит отметить, что сложные квадратные элементы большого размера, включающие так называемые "розетки" где крепятся люстры (не путать с электрическими!), создавались прямо на месте на специальных монтажных столах, переворачивались вверх тормашками и затем поднимались и монтировались к потолку. Очень многодельная и трудоёмкая работа.

Итог работы может порадовать даже самого взыскательного ценителя. Еще бы - станция охраняемый памятник регионального значения. Жаль, что подобной чуткости и внимания к аутентичности не достаёт ответственным сотрудникам метрополитена при ремонтах на других станциях - это целая отдельная боль и тема для исследования.

Что же, друзья, осмотр снизу мы заканчиваем и будем двигаться на улицу, к выходу. Вы и так молодцы - столько уже читаете, спасибо за ваше внимание!

Поднимаемся наверх. Обратите внимание на балконы над путями
Поднимаемся наверх. Обратите внимание на балконы над путями

Памятник застекленной лоджии

В этом параграфе позвольте человеку-метро немного поворчать.

В качестве эпиграфа отмечу, что выход на рыночные отношения в нашей стране оказал влияние практически на все сферы жизни. В разрезе метро, вспоминая каким оно было в советские годы, сейчас можно обратить внимание на обилие рекламы и появление объектов торговли. Безусловно, это отражение эпохи и является скорее нормой.

И понять транспортные предприятия несложно - руководство изыскивает любые возможности снижать убыточность (конкретно метро не окупается не при каких условиях), но в ряде случаев всё равно становится грустно от того, что для размещения объекта торговли приходится жертвовать изначальной архитектурно-планировочной задумкой. В "Автово" есть наглядный пример. Давайте посмотрим как было изначально - я про балконы над путями.

И ведь прекрасная идея! Ничего подобного в метро Ленинграда больше не строилось. Стоя на балконе можно было оценить красоту, перспективу и простор станции, создавалось ощущение недавящего, воздушного пространства.

Тем не менее в суровые 1990-е балконы стали сдавать для размещения торговых киосков и замечательная локация была утрачена, зато получились хорошие застеклённые лоджии - чем не арт-объект? Жизненно!

Хотя, неплохо представляя категории мышления у руководителей последних двадцати лет работы метро, можно предположить, что в отсутствие торговли на балконах парапеты явно были перекрыты защитными экранами (достаточно вспомнить переходы на путями станции "Технологический институт" или "Невский проспект") - как бы чего не произошло! В Москве не происходит, а вот у нас обязательно произойдет.

Особенностью станция является то, что турникеты для входа в метро находятся почти у самой платформы
Особенностью станция является то, что турникеты для входа в метро находятся почти у самой платформы

Ладно, отставим шутки и направимся, наконец, к лестницам. Решены они в "Автово" очень интересно!

Схема станции "Автово"
Схема станции "Автово"

Пройдя по коридору от турникетов, пассажиры попадают в круглый аванзал. В нём пара радиальных лестниц - каждая под своё направление движения и надо сказать, что это очень удобно - пассажиропотоки не пересекаются, навстречу никто не идёт и не мешает. Вспоминая своё беззаботное детство, скажу, что подъем здесь вызывал какие-то особые, торжественные эмоции.

Покидая аванзал, в котором, как говорят читатели канала отменная акустика, оглядим художественную композицию, размещенную в нём. Панно "Защитники Ленинграда" всегда стояло на особом месте лично для меня - часто, проходя рядом с ним, хотелось ненадолго остановиться и рассмотреть в очередной раз. Изображенные матрос, солдат и ополченец вызывали стойкую аллюзию на известную медаль "За оборону Ленинграда", которую заслуженно получили три члена моей семьи. Невольно глаз всегда ищет на станционном панно профиль труженицы, который на медали есть, а на станции - нет.

Вестибюль

Под стать внутренним, а вернее - подземным сооружениям у #Автово выстроен наземный вестибюль - настоящее лицо и парадный во всех отношениях вход. Внутри он напоминает храм и это совсем небеспочвенно. Архитекторы того времени, несмотря на религиозные гонения, не отрицали своего вдохновения храмовой архитектурой.

Панорама вестибюля
Панорама вестибюля

Фриз по куполом вестибюля украшен повторяющейся фразой «Cлава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой». И это в полной мере сочетается с идеей оформления всего станционного комплекса, но ведь всё могло быть иначе!

ВЕЛИКОМУ СТАЛИНУ СЛАВА. Источник: http://mirmetro.net
ВЕЛИКОМУ СТАЛИНУ СЛАВА. Источник: http://mirmetro.net

Помимо опоясывающего прославления известного вождя народов внутри вестибюля рассматривался вариант размещения его портрета - "Автово" вполне имела все шансы стать как минимум четвертой станцией с изображением Иосифа Сталина.

"Здесь могла быть ваша реклама"
"Здесь могла быть ваша реклама"

Однако история сослагательного наклонения не знает и станция сейчас выглядит так, как выглядит.

Потолочные виды. Видели бы вы как это фотографировалось...
Потолочные виды. Видели бы вы как это фотографировалось...

А на пора выходить на улицу...Там свежо и пусто, так как ночь! В темноте и в отсутствие пассажиров вестибюль выглядит особенно нарядно.

Выход - есть!
Выход - есть!
-49

На этом у меня всё, друзья! Спасибо, что погуляли со мной. Надеюсь, это было интересно.

Впереди новые статьи и новые истории. Буду признателен за подписку на канал. До скорой встречи и хорошего настроения, друзья!