Насмотревшись анонсов грядущего сериала на канале «Россия-1», я был готов полностью посвятить все свои летние вечера на прошедшей неделе просмотру разрекламированной «Хозяйки горы». Это «мыло» сварила некая Екатерина Двигубская, наследница известной в мире кино фамилии. Родственные связи все-таки сказались и на самом сериале. Но об этом чуть позже.
А пока я поведаю вам о том решении, которое автор этих ехидных строк едва не принял после второго вчера проведенного у экрана вместе с хозяйкой моего свободного времени. Вопросы и удивления сопровождали меня на протяжении первого и второго вечеров настолько, что я был готов отказаться от продолжения знакомства со страстями, царящими в выдуманном городе Каменном, где и разыгрывались все страсти-мордасти вокруг драгоценных «камешков». И первые арифметические просчеты резали глаз уже на стадии экспозиции.
Так Анна Снаткина, исполнительница роли дочери шахтера Кошкина, который нашел и спрятал шкатулку с изумрудами, находится в бальзаковском возрасте, а пришлось ей играть школьницу 90-х годов. За время пребывания на экране актриса ни разу не сменила свою прическу в кадре. А ее дочь (по фильму) как была девочкой двух лет от роду, так и оставалась ей даже тогда, когда по сюжету она уже должна была идти в школу. Удивила и безнаказанность семейства Артемовых во главе с матушкой Ларисой. Игравшая ее Виктория Толстоганова только дважды за весь сериал сменила свой ярко-красный наряд на более скромное серое пончо.
Словом, возмущение от потерянного времени было настолько сильным, что хотелось все бросить и послать авторов сериала куда подальше…Не смог! Чувство долга сыграло со мною злую шутку. А по сему пришлось домучиться до конца, отсмотрев все пять вечеров этой несуразной смеси мистики и пошлой криминальной мелодрамы (якобы изумруды достались всем от убиенной в революционные времена дворянки, а она стала являться всем в облике призрака некой Василиски). И только тогда я понял, что зря потерял это время.
Теперь считаем точно свои хронометрические потери. Каждый вечер показ длился с 21.15 до 0.50 (считая рекламные блоки). Умножаем это время на пять и получаем почти целый световой летний день. Время действия сериала растянуто от 1994 года до 2017 года. Но вот странность: многие персонажи даже не меняют свою одежду, как некий Славик, который все 23 условных года бродит по экрану в одном и том же свитере. Точно так же как и родная мама режиссера Наталья Аринбасарова изображает местную колдунью в одном и том же наряде. Ну, как не помочь родному человеку, чтобы о ней не забыли те, кто помнит: какой она была Алтынай в «Первом учителе» 55 лет тому назад.
Теперь о криминале. По моим скромным подсчетам на тот свет фантазия авторов сериала «отправила» как минимум десять персонажей. Способы умерщвления не демонстрируются. Они остаются за кадром, но о них нам рассказывают. Особенно радуется собственной изобретательности некий возлюбленный мамы Ларисы по имени Федя, мясник по основной профессии (Сергей Перегудов). Однако самым «неудачными» попытками остаются в буквальном смысле удары друг друга ножом в живот. Четырежды прибегают к этому драматургическому «приему» персонажи на протяжении 16 серий. И все четыре раза жертвы ударов выживают и возвращаются в фабульный строй. Только не повезло бедной героине Анны Снаткиной. Она поактивничала 8 серий, а далее ей пришлось посидеть несколько серий в качестве парализованной жертвы покушения, не говоря ни слова с тем, чтобы задохнуться от дыма во время пожара.
А вот семейство Артемовых исчезает из жизни в результате огнестрелов (сын Рома и сын сына Сережа). Все это устраивает мама Лариса в красном, жаждущая найти ту самую шкатулку с изумрудами, а вместо этого отправляющая в тюрьму за совершенное. Правда, ее Федя почему-то исчезает в финале из сюжета, что вызывает у меня некое беспокойство: а вдруг его используют для второго сезона «Хозяйки горы»?
Cобственно, на сем можно было и закончить подсчет бессмысленных обстоятельств и деталей увиденного. Но честность критика вынуждает меня признаться в том, что я все-таки сбился со счета в четырех позициях. Первая – не сумел подсчитать точное количество появлений на экране противной Василиски. Вторая – сколько раз за пять вечеров мне показывали снятые с дрона панорамы «Каменного». Третья позиция связана с модными нынче вертикальными планами сверху, когда мы видим внизу движущееся куда-то автор по дороге среди леса (чаще всего это иномарка).
И, наконец, самое главное мое упущение. Я не смог оценить количество и качество появлений некой вороны, которая постоянно присутствует в кадре в самые драматические моменты сюжета, а ее полеты над городом (несть им числа!), видимо, должны изображать черные силы судьбы, этакий символ изумрудного рока, заключенного в надоевшей всем зрителям за 16 серий шкатулке.
Приговор очевиден. Гора родила…Но не мышь, а ворону, которая, видимо, и является той самой «хозяйкой горы» и главным действующим лицом сериала.
Судя по всему, канал «Россия-1» решил сыграть на поле «настоящего мистического» канала ТВ-3. И потому игры с темными силами продолжит уже на следующей неделе, предлагая посмотреть новый сериал с реалистическим названием «Ведьма». По всей вероятности, его также будут показывать каждый вечер и допоздна. Надо чем-то заполнять досуг публики ввиду того, что Владимир Соловьев отправился в законный отпуск.
Мне же хотелось бы выдвинуть для будущих депутатов Госдумы РФ идею законопроекта о том, что телезрители могли бы предъявлять претензии на моральную (а, может быть, и на материальную) компенсацию тогда, когда телеканалы осмелятся им показывать им всякое некачественное «телемыло», независимо того: будут ли в нем сапфиры или изумруды. Следовательно, и компенсации подлежит зря потраченное время досуга и обман публики. Ведь есть закон о защите прав потребителей, который действует в том случае, если покупатели подсунули фальсификат. Пока же могу озвучить с точностью до минуты мои претензии к тем, кто дурил меня целых пять вечеров. Верните мне, пожалуйста, 18 часов 45 минут моего времени.
Сергей Ильченко