Найти тему

Как эффективно подготовиться к ОГЭ по русскому языку?

С 2019-20 учебного года количество заданий в ОГЭ по русскому языку сократилось с 15 до 9, однако сами задания стали значительно сложнее, поэтому, чтобы хорошо сдать экзамен, даже примерному ученику необходимо какое-то время и знание некоторых тонкостей.

Задание № 1- это изложение. Текст прослушивается лишь дважды, и не все ребята могут запомнить основную информацию и пересказать её с соблюдением абзацного членения. Поэтому нужна практика и для запоминания текста, и для умения вычленять главную информацию.

Самыми проблемными стали задания № 2, 3 и 5.

Во втором задании необходимо уметь выполнять синтаксический анализ как простого, так и сложного предложения. Задания могут быть разного типа: на определение грамматической основы предложения, нахождения определённого типа сказуемого или подлежащего, знание типов односоставных предложений и способов выражения главных членов предложения, подсчёт количества грамматических основ. Без разбора всех этих тем нельзя приступать к выполнению задания 2.

В третьем задании проверяются знания пунктуационных правил и умение их применять. Это оказывается достаточно сложно для многих, потому что в одном задании собраны разные пунктограммы- между тем как даже в ЕГЭ есть целых 6 заданий на пунктуацию, где в каждом отдельном задании проверяется не так много тем. Поэтому надо повторить все темы, которые представлены на экзамене, а их достаточно много, и потом приступать к решению задания 3.

В пятом задании проверяется знание орфографических правил, и их тоже немало: нужно знать и правописание отдельных частей слова (приставок, корней, суффиксов и окончаний), и правописание разных частей речи. Поэтому и здесь без системного подхода не обойтись.

Самым лёгким кажется задание 4, где нужно подобрать синонимическое сочетание к названному, но и в нём могут быть подводные камни: к сожалению, здесь ребят может подвести небогатый словарный запас. Например, не все ребята знают, что такое бязь, и поэтому не могут подобрать синонимическое сочетание, образовав от этого существительного прилагательное.

В задание 6 проверяется способность ребёнка понять текст и ответить на вопросы по нему, не упустив незначительных, на первый взгляд, деталей.

Много вопросов вызывает выполнение задания 7- на знание художественных средств выразительности. Без должной практики здесь не обойтись.

В 8 задании проверяются знания по лексике: нужно находить синонимы, фразеологические обороты и уметь определять слово по его лексическому значению. Здесь иногда встречаются устаревшие слова, значение которых нужно знать.

Во многих заданиях- во 2, 5, 6 и 7- несколько вариантов ответов, в отличие от экзамена прошлых лет, и это тоже затрудняет решение тестовой части.

Наконец, 9 задание- это сочинение. Ученик пишет одно из трёх предложенных. И здесь необходимо знать требования, предъявляемые к работам, и уметь формулировать тезис, давать определения понятиям, знать примеры, доказывающие ваш тезис.

Для получения положительной оценки необходимо, кроме решения перечисленных заданий, обладать и грамотностью: за неё можно получить целых 10 баллов из 33 возможных, тестовая часть даёт лишь 7 баллов, изложение-тоже 7 баллов, а сочинение- 9. Оценка «4» ставится, если ученик набрал от 23 до 28 баллов, причём за грамотность не менее 4-х баллов по ГК1-ГК4. А оценка «5»- если ученик набрал от 29 до 33 баллов при грамотности от 6 баллов и выше по ГК1- ГК4.

Таким образом, чтобы хорошо подготовиться к сдаче экзамена в 9 классе, нужен системный, планомерный подход, который может обеспечить грамотный специалист.