Многочисленные художественные произведения, посвящённые сюжетам времён Холодной войны наталкивают на размышления о том почему Холодная война была столь продолжительной и интенсивной, а также о том почему возобновить её не удаётся, несмотря на взаимную агрессивную риторику её бывших участников.
Капитализм и социализм — крупные материалистические научно-философские парадигмы, имеющие искренних активных сторонников. Парадигма капитализма — индивидуализм (выгода индивида превыше выгоды общества); парадигма социализма — коллективизм (выгода общества превыше выгоды индивида).
Названные парадигмы полярны, а следовательно — антагонистичны. Их антагонизм позволяет вступить в действие диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, при котором каждая сторона наращивает свои силы (развивается) стремясь победить другую. Этот исторический феномен единства и борьбы антагонистических парадигм индивидуализма-коллективизма (капитализма и социализма) известен сегодня как «Холодная война».
Когда же коллективистская идея изжила себя в СССР, это неизбежно привело к окончанию действия диалектического закона. В отсутствие противостояния, дихотомии и борьбы обе стороны бывшего конфликта, утратив привычный вектор развития, перешли к многолетней идеологической и политической стагнации.
При этом государства — бывшие оппоненты начали демонстрировать подобие былой дихотомии уже внутри самих себя. На территории республик бывшего СССР набрали популярность капиталистичекие (индивидуалистские) настроения, в то время как в США — социалистические (коллективистские) политические движения.
Таким образом, с точки зрения законов диалектики, США-СССР представляли собой единую динамическую систему взаимодействия двух противоположностей на основании диалектического закона, совокупные проявления которого известны нам под общим именем «Холодная война».
США-СССР в своём системном взаимодействии были подобны Цепному Книппелю - двум пушечным ядрам, соединённым цепью, которые в полёте обращаются вокруг общей оси. При этом ядра соответствуют державам-оппонентам, взаимное обращение вокруг цепи — их борьбе, известной под названием «Холодная война». Разрыв цепи Книппеля неминуемо приводит к разрушению его целостности вследствие центробежной силы обращения каждого из ядер. Аналогичным образом повлияло и разрушение диалектического взаимодействия между СССР и США на соответствующие векторы государственного и общественного развития .
К текущему моменту воссоздать аналогичное противостояние не представляется возможным в силу того, что существующие сегодня государства не придерживаются антагонистических научно-философских и идеологических парадигм.
Заключение:
Если изложенная идея верна и общество действительно действует на основании диалектического закона (развивается только в единстве и борьбе противоположностей) — это означает что популярная идея мажоритарной демократии (власти большинства) ошибочна.
Общество, основанное на диалектических принципах, не может быть монолитным. Идеальное диалектическое общество состоит из не менее чем двух антагонистических точек зрения, которые силами государственного и общественного управления уравновешиваются и балансируются до состояния паритета. Любой перекос и тем более победа одной стороны над другой неминуемо приведёт к остановке динамического взаимодействия и ознаменует переход от развития к стагнации.
Диалектический подход к организации общества, кроме того, обосновывает идею отказа от расправ над инакомыслящими, в пользу их взаимного обмена между антагонистическими государствами. Известно, что в каждом обществе рождаются люди совершенно разных взглядов. Современное общество прилагает усилия к их «перевоспитанию». Но имеет ли такой подход практический смысл? Если в коллективистском обществе родился индивидуалист, а в индивидуалистическом коллективист, то наиболее продуктивным решением был бы их взаимный обмен, по результатам которого каждая система стала бы сильнее и идеологически однороднее, чем в случае если обе предпримут безуспешные попытки перевоспитания и того и другого.