Интересно прочитать свои статьи, которым уже немало лет. Всё ли сбылось из того, о чём говорилось в материале. Так, я нашёл в своём архива интервью с членом Академии российского телевидения Андреем Цвинтарным, главой Дирекции научно-популярных программ Первого канала. За телеэкраном его его часто называют правой рукой Константина Эрнста.
ТВ теряет популярность
Когда мы беседовали с Андреем Михайловичем, он прибыл в Ригу, где возглавил представительное жюри Международного молодежного фестиваля телевизионных идей «Ты можешь!», в котором приняли участие ученики и студенты России, Латвии и других стран.
Это было в 2012 году. То есть ещё до известных событий 2014 года, после которых последовали антироссийские санкции, вызванные известными событиями на Украине. После чего телевизионное сотрудничество между Россией и Латвией тоже накрылось.
- Телевидение теряет популярность, - посетовал мой собеседник. - Его все сильнее теснит Интернет. Каждый российский канал уже сформировал свою аудиторию.
Первому канала сложнее всех
- Нам, может быть, сложнее всех, поскольку у нас самая широкая аудитория. Мы не можем работать, как НТВ. К радости или к сожалению. Я имею в виду убийственные сериалы и тому подобное.
Мы все-таки Первый канал. Поэтому должны соблюдать какой-то баланс. Сейчас мы активно боремся за молодежную аудиторию. Парадокс: беседуешь с ребятами, спрашиваешь у них: «Телевизор смотрите?»
Они мне хором отвечают: «Нет!» Мол, когда нам его смотреть? Мы целыми днями сидим во Всемирной паутине. А начнешь расспрашивать, ребята все знают, во всем разбираются. Значит, что бы они не говорили, все-таки смотрят!
Молодежи ТВ по-прежнему интересно
- Получается, они говорят неправда?
- Просто сейчас в молодежной среде модно говорить, что ты активно сидишь в Интернете, скачиваешь популярные сюжеты, общаешься в продвинутых социальных сетях. Конечно, вся эта среда забирает уйму времени.
Тем не менее молодежи мы по-прежнему интересны. Поэтому и нужно попытаться заманить её к себе. Хоть мы и государственный, и федеральный канал (слова-то какие грозные!), но поворот обозначился явный: у нас становится все больше развлекательных программ и познавательных ток-шоу, ориентированных на самую активную часть населения.
Можно сказать, мы из канала, на котором показывают кино очень высокого качестве, превращаемся в молодёжно-развлекательный канал, но с серьезной информационной основой.
Окружающий мир заметно помолодел
- Молодежь нынче - понятие относительное...
- Полностью согласен. В том-то и дело. Раньше говорили, что молодежь - это люди максимум до тридцати лет. А что потом? Одни «старики»? Нет! Вы не заметили, что в последние время окружающий мир вокруг как-то заметно помолодел.
Да и люди стали какими-то вневозрастными. Безусловно, свою роль играет научный прогресс. Человечество стало жить дольше. И выглядит лучше. Я тоже считаю себя молодым. Мне ведь всего 52 года. У меня в 50 лет родился ребенок.
Сегодня телевидение нужно спасать. И вся надежда на молодых. Поэтому мы и затеяли рижский фестиваль, который собрал и школьников, и студентов. Это наш потенциал. Наша задача – чтобы телевидение по-прежнему смотрели.
Что могут предложить критики?
- И все же, как я понимаю, золотые времена телевидения уже прошли? Когда-то Ленин говорил, что кино - важнейшее из искусств. Потом эстафету явно перехватило телевидение...
- Сегодня огромное количество других источников информации. Мы прекрасно понимаем: что бы мы не предприняли, все равно «ящик» уже больше не будут смотреть так, как раньше.
Наша главная проблема в том, что мы постоянно плутаем, не понимая, что именно нужно зрителям. Нас постоянно критикуют. Особенно в молодежной среде. Что ж, нет проблем!
Мы даём ребятам в руки камеры и говорим: сделайте так, чтобы было интересно именно вам. Может быть, мы чего-то не понимаем? Хорошо рассуждать: о, это полный отстой. А что вы сами реально можете предложить?
О Его Величестве Рейтинге
- В свое время Андрей Малахов вел интересный психологический проект "Детектор лжи", участникам которого нужно было правдиво ответить на сложные, а порой и нелицеприятные вопросы. Однако вышло буквально считанное количество выпусков, после чего программа пропала. И таких примеров масса. Не успеет программа выйти, как ее уже задвигают на другое время, а затем и вовсе снимают.
- Я смотрел «Детектор лжи» с удовольствием. Мне этот проект очень нравился. Но кого волнует лично моё мнение? На телевидении главное – Его Величество Рейтинг.
Если можно поставить вместо передачи какой-нибудь более смотрибельный сериал, то лучше запустить его, поскольку у него лучше отдача по рекламе.
Сколько бы не ругали КВН, но это по-прежнему рейтинговая передача. Поэтому она идет уже который год. Как и «Время», а также, разумеется, воскресный итоговый выпуск новостей.
Люди объелись сериалами
- Кстати, насчёт сериалов тут тоже не все однозначно. Со зрителями у них то густо, то пусто. Сегодня «мыльные оперы» по своей популярности уже далеко не на первом месте, как, например, в начале перестройки.
Помните, сколько народу они собирали. Но сейчас на дворе уже другие времена. Всё изменилось. Люди объелись сериалами. Им подавай чего-нибудь уже другого.
Впрочем, другие каналы основную ставку всё ещё делают на сериалы. Конечно, есть универсальные картины типа «Семнадцать мгновений весны», которые безоговорочно смотрят все и во все времена.
Однако это редкий случай. А так сегодня кто-то подсаживается на один фильм, кто-то на другой. Один и тот же сериал на разных каналах может смотреться по-разному.
То, что на одной канале приносит бешеный успех, на другой «кнопке» показывает отнюдь не такие радужные цифры.
У нас тоже не раз так бывало: запустим созданный маститым режиссером сериал, в котором снимаются самые популярные актеры, однако зрительская аудитория остается к нему почему-то абсолютно равнодушной.
С другой стороны, показываем что-то спорное и неоднозначное, и вдруг неожиданный бешеный успех. Рейтинг зашкаливает. Поскольку у нас, как я говорил, самая широкая аудитория, то угодить всем практически невозможно. Я очень хочу, чтобы телевидение развивалось и впредь. И верю, что оно не умрёт!
Другое дело, что телевидение само по себе – невероятно консервативная вещь. Любые перемены идут очень тяжело и часто воспринимаются в штыки самими же телезрителями.
Нас тоже ограничивают. Многие, наверное, заметили, что сейчас в углу экрана появились значки и циферки: 14+, 16+ и так далее. Так действует закон. Нельзя показывать «Ну, погоди!», потому что волк курит.
Под запрет попал боевик «Экипаж», потому что это, оказывается, эротический фильм. Недаром его называют первой в СССР откровенной картиной.