Приветствую! Давайте сразу сойдёмся на том, что оригинальное произведение Астрид Лингрен я не читал, но слышал, что тайный смысл, доступный только самым отчаянным, в книге и мультфильме весьма различаются. Также вам нужно понимать, что всё написанное в этой статье - мои размышления, которые, возможно, не имеют никакого отношения к тому, что действительно пытались донести авторы. Всё, некое предупреждение сделано, теперь можно преступать к разбору.
Итак, первая книга о Карлсоне вышла в 1955, а затем, уже в 60-х, подтянулись продолжения. Последняя часть вышла в 1967, после чего через год на свет появилась экранизация от Союзмультфильма. Мультфильм уже давно разобран на цитаты. С него тащится уже не одно поколение, несмотря на просто гигантское количество мест, которые прямо изобилуют дешевизной. Вот, к примеру, здесь люди совершенно статичны:
Но в этом есть шарм. Есть масса примеров дешёвой анимации, которая смотрится стильно. За художественную часть отвечал Юрий Бутырин. Лично я впервые с его именем столкнулся, когда смотрел телевыпуски "Ну,погоди!", и сейчас я начал замечать, что у него есть определённый, свойственный только ему, стиль. Просто присмотритесь ко всем его работам. Не находите авторский почерк?
В сфере анимации я знаю ещё одного человека, у которого есть узнаваемый стиль - Дон Блут. Вот кадр из "Спасателей", за художественную постановку которых отвечал именно он:
А вот уже пример из его сольного плавания-замечательный мультфильм "Земля до начала времён":
Всегда хорошо, когда в анимации есть что-то индивидуальное и авторское, однако истинная причина, из-за которой Карлсон стал классикой - платиновый сценарий и многослойные шутки. Каждый раз пересматривая этот мультфильм, находишь интересные детали, и сейчас мне бы хотелось поделиться собственным видением этой картины.
Начинается мульт с того, что Малыш стоит среди "картонных" людей. Мне кажется, что метафорическое значение этой сцены немного рушится из-за недостатка бюджета. По идее мальчик должен теряться среди толпы и тонко демонстрировать нам проблему "маленького человека", но он выделяется из-за того, что фон статичен. Это сложно объяснить, но мне, несмотря на все художественные противоречия, кажется, что Малыш чувствует себя незаметным и "мелким" в этой сцене.
Дальше идёт кое-что непонятное. Я долго думал, но всё же так до конца и не понял, что значит сцена со светофором. Она не смешная, не наполненная деталями, и она совершенно не к месту. Тогда зачем она вообще здесь нужна? Ну во-первых, это совершенно очевидная подводка к следующей сцене, а во-вторых, здесь изображена фантазия мальчика. Хочу обратить ваше внимание на две вещи: стрёмный светофор появился в момент одиночества Малыша и начал помогать ему, а растворился он тогда, когда паренёк заинтересовался в пёсике. Похожая ситуация получается и с Карлсоном. Посудите сами: в обоих случаях мальчик встречает опытного, но странного мужчину, который помогает ему в моменты одиночества и сразу исчезает, как только появляется кто-то другой.
Но пока что ещё рано говорить о Карлсоне, сначала нужно сказать о двух других двух сценах. Заметив собаку, Малыш и какой-то суровый парень устраивают жесточайшую драку, в результате которой первый зарабатывает себе синяк под глазом. В целом, ничего особо интересного в махаче двух ребят и семейном ужине нет, но хочется подметить то, что в обоих сценах Малыш, чёрт побери, снова оказывается самым мелким и незаметным персонажем. Эта тема "маленького-большого человека" всегда работает как надо, если она в руках умелых режиссёров и художников. К счастью, над Карлсоном работали действительно умные люди.
Я вплотную подобрался к первому появлению Карлсона на экране. Вы всё знаете и без меня, но всё же я считаю своим долгом сказать,что всё-таки произошло в этой сцене. В общем, мужик с пропеллером прилетает и собирается приземлиться на подоконнике у паренька. У него это успешно получается, начинается знакомство и... И самое время обсудить дизайн персонажей.
Насколько я знаю, Малыш в мультфильме отличается от того, что был в книге. Анимационный собрат немного мягче в плане характера, чем его литературный товарищ. Союзмультфильмовский Малыш имеет самое обычное строение лица. Никаких острых или упоротых деталей. Он обычный и действительно безобидный с виду (да и по характеру), поэтому его фантазия, постоянно прогрессирующая из-за одиночества, тоже должна быть доброй и "гладкой".
Но перед тем, как перейти к Карлсону, нужно сначала разобраться в деталях, которые создают образ Малыша. У мальчика голубые глаза, чуть-чуть похожие на пуговки и наполненные детской наивностью - это самый заметный и важный признак, присущий исключительно светлым и добрым личностям, коим и является сам парёнек. И если вам не хватило этой особенности, то держите ещё несколько: парнишка имеет светлые волосы; маленький нос, напоминающий пуговку; а также он носит рубашку очень яркого цвета - белого (кстати, моего любимого на данный момент). Короче, малец безобиден и дружелюбен. Давайте теперь приступим к разбору его воображаемого друга.
В самом мульте этот любитель варенья себя называет "мужчиной в полном рассвете сил", притом отказываясь объяснять значение своим слов. Так каков же собой Карлсон? Он... ну он, понимаете... жирный короче он. Точнее не жирный, а полный, что 100% указывает на его дружелюбность. Я уже не раз затрагивал тему дизайна, но всё же хочется ещё раз упомянуть то, что острые места всегда добавляют негатива в персонажа, а закруглённые - привносят исключительно позитива и доброты. Поглядите на этого человека-пропеллера. Вы видите какие-то острые части? Уверен, что вы таковых не найдёте даже спустя час. Карлсон просто максимально круглый. И, как ни странно, именно эта деталь и рушит все пропорции и добавляет "мужчине в рассвете сил" немного упоротости. И это не ошибка художников. Вы думаете, почему над Карлсоном хохочут все дети, а про Малыша забывает почти каждый зритель после 20 минут от начала? Всё дело в том, что мальчик отъезжает на второй план из-за своей правильности.
В общем, хватит про дизайны, давайте возвращаться к разбору сцен.
Думаю, что необязательно разбирать диалог, итак давно разобранный на цитаты (как словесные, так и визуальные). Гораздо интереснее то,что, когда сумасшествие Малыша доходит до предела (разбитая люстра), то в комнату, скажем так, "вваливается вся бригада". Нет, серьёзно, на шум приходит и вечно ржущий брат, и сестра, и, собственно, сами родители. После чего, разумеется, идёт сцена, где провинившийся стоит в углу. Дальше Малыш рассуждает, какой он мелкий на фоне своего брата, а оставшись один, паренёк встречает Карлсона. Мальчик сначала пытается справляться с собственным сумасшествием, однако у дядьки с пропеллером всё-таки получается уговорить Малыша полететь к нему в гости, то бишь на крышу. Парнишка соглашается и оставляет просто шедевральную записку, которая заставляет меня смеяться во всё горло.
Примечательно, кстати, что табличка на входе у дома к Карлсону написана грамотно. Это немного странно, если принимать мужика-пропеллера за объект фантазии Малыша. Короче, наевшись варенья Карлсон предлагает пошалить. Не знаю как вас, но меня в детстве очень пугала сцена с привидением, хотя сейчас она, конечно, кажется чертовски смешной. Она и стебёт сыщиков, и сама по себе смотрится озорной. К тому же момент не является бессмысленным ржачем, он сыграет роль во второй части мульта.
В общем, когда шиза Малыша переходит все границы, приезжают пожарные и отдают ребёнка родителям.
А Карлсон в этот момент под шумок сваливает в свой дом. Честно говоря, совершенно не хочется разбирать разговор Малыша с мамой. Суть более чем понятна. В конце мультфильма Малышу дарят собаку, и что получается, он теперь совсем не одинок? Вот и Карлсон, подумав так, не находит другого решения "проблемы", кроме как улететь от мелкого предателя. Однако Малыш не хочет прощаться со своим воображаемым другом. Он безысходно подходит к окну и ждёт, когда вернётся его воображаемый друг.
Так заканчивалась первая часть двулогии о Малыше и Карлсоне - очень уютная, атмосферная и наполненная шведским колоритом. Через некоторое время вышло продолжение, которое зрители полюбили так же, как и первый мульт. И на то есть весомые причины. Во-первых, появилась Фрекен Бок, которая моментально завоевала любовь зрителей, во-вторых, вторая часть была более советской. Появились плюшки; телевизор,очень похожий на тот, который был в СССР; и прочее.
По сиквелу можно пройтись не так детально, как по оригиналу. Лучше затронуть какие-то отдельные моменты. Начинается он с того, что Фрекен Бок под шикарнейшую музыкальную тему заходит в квартиру. И в этом моменте сразу видно, что из себя представляет персонаж. Роскошная шуба, высокий рост и надзирательный вид дают понять, что эта женщина не из слабых.
Очень крутое представление персонажа. Но всё же эта домоправительница людям больше запомнилась в другой одежде. Давайте разберём её привычный облик. Тонкий и немного смешной нос создаёт ехидный и несерьёзный вид. Однако, чтобы мы поверили в то, что эта женщина Сможет покалечить даже Таноса, создатели мультфильма добавили ей внушительные размеры.
Такая особа просто должна быть генератором по раздачи тонких шуток, и, чёрт возьми, так и есть. Хочу представить вам топ 6 шуток Фрекен Бок:
6."Ля-ля-ля, я сошла с ума, какая досада" - над этой фразой улыбался, пожалуй, каждый. Думаю, что эта шутка стала такой узнаваемой из-за харизмы самой Фрекен Бок
5."-Мадам...
-Между прочим мадмуазель" - создатели попали в точку. Такие женщины бывают очень часто не замужем
4."-А...
-Фрекен Бок, БОК, а вот ваше курение может пагубно отразиться на моём здоровье, вам придётся оставить эту гадкую привычку" - забавно звучит, когда смотришь на эту домоправительницу. Кажется, что она сама любит прикурнуть, но это не так
3."Отдай плюшку.Сладкое портит фигуру" - думаю, что комментарии не требуются
2.История с телевидением. Сейчас объясню. Фрекен Бок часами смотрит телевизор. Она, кажется, знает все тонкости и грехи ТВ, поэтому эта женщина часто возмущается насчёт того, почему она не может попасть на голубые экраны. А под конец мульта и вовсе происходит гениальный диалог на эту тему:
-Сейчас приедут телевизионные деятели искусств. Я их специально вызвала для привидений. О чём я сейчас буду сейчас с ними говорить?
-Как о чём? А я? А обо мне? Ведь я умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну в полном рассвете сил.
-Да, но на телевидении этого добра хватает без вас!
-Но ведь я ещё и талантливый
1.Сама Фрекен Бок. Посудите сами, это же ходячий прикол. И комична она не только из-за своего дизайна, который при небольшом растягивании уже превращается в нечто очень забавное.
У создателей очень хорошо получилось отобразить характер одинокой, но гордой женщины. Причём сделали они это через малозаметные движения, диалоги и прочее. Это достойно громких аплодисментов. И ещё пару слов нужно сказать про внедрение этого персонажа.
В общем, родители Малыша не верят в Карлсона и делают объявление о том, что требуется няня. Так и появляется Фрекен Бок, вот только... Почему она видит Карлсона? Да и не только она. Щенок и Матильда тоже в конце истории играют с пропеллерным. Но это просто невозможно. С ума сходят по одиночке, а не все разом. Так существует ли Карлсон на самом деле?
Думаю, что всё-таки нет, так как родители не видят его. Мультфильм заканчивается на том, что Фрекен Бок, Матильда и пёс стоят у окна и ждут возвращения любителя сладкого. Интересно то, что на последнем кадре нет ни Малыша, ни Карлсона. Я считаю, что это означает принятие этих героев в весёлую, хоть и чуть-чуть воображаемую команду. Теперь человек с пропеллером это не персональная шиза Малыша, а воображаемый друг нескольких существ.
Ребят, хочется ещё раз продублировать начальные слова. Эту статью было очень приятно писать, хотя сначала идея сделать что-то о Карлсоне мне показалась такой себе. Статья не существует только ради одной теории. Мне также понравилось разбирать дизайн, стиль и шутки. Да и просто напомнить вам про этот мульт - дело, скажем так, доблестное. На этом всё, господа. Любите мультфильмы и пересмотрите Карлсона, если найдётся время и желание.