Весьма популярный вопрос среди людей публичных профессий.
Наверняка вы, раз читаете эту статью, задавались этим вопросом: изучали литературу, смотрели видео-ролики в сети, а может быть посещали мастер-классы и пр.
В этой статье я не пытаюсь "изобрести велосипед", а исключительно отвечаю на этот вопрос с точки зрения своего опыта, т.к. сама сталкивалась, сталкиваюсь со страхом выступления перед публикой. Прежде чем понять, как побороть страх, нужно разобраться в его "природе".
Страх - это нормальная физиологическая реакция любого живого организма в случае угрожающей ему опасности.
Страх сцены - это прежде всего социальный страх, который подразумевает ожидание выступающего характерной реакции от аудитории: "не так посмотрят", "будут обсуждать " и т.п. Этот страх сформирован в процессе взросления, посредством воспитания в обществе. С точки зрения здравого смысла, выступление на публике не опасно для жизни.
Волнение - это адекватная реакция артиста на предстоящий выход на сцену.
Артист, думающий, сознательный, с адекватной самооценкой, переживает за свои действия на сцене, т.к. заинтересован в успешности своего выступления, поддержания устойчивой репутации.
Алкоголь и другие лекарственные средства, снижающие, скорость передачи нервных сигналов от головного мозга к мышцам, могут повлиять на ваше самочувствие во время выступления, а также в целом на здоровье. Многие артисты, справляясь с волнением таким образом, становились зависимыми от них, нередко заканчивали жизнь самоубийством.
Профессия артиста предполагает принятие "условий игры".
Артист - это публичная профессия, которая предполагает открытость в поведении перед аудиторией, наличие определённых черт характера: эксцентричность, эмоциональность, уверенность и т.п.
Чаще всего, люди, которые выбрали публичную профессию, получают удовольствие от самого факта присутствия на сцене, а также от внимания публики, ее реакции на выступление.
Уверенность в собственных силах.
Это проявление характера напрямую зависит от самооценки, а также от степени развития навыков, умений вашего мастерства. О самооценке поговорим в другой раз, а сейчас о втором компоненте.
Приведу личный пример. Когда я начала заниматься эстрадным вокалом, то столкнулась с проблемой соединения верхнего и нижнего регистра голосового аппарата. Дело в том, что ранее имела практику академического и народного вокала, где каждая из школ предполагает преобладание в звучании голоса при исполнении того или иного регистра. Характерной черной эстрадного вокала является смешение регистров, ровность тембра голоса.
При сформированном певческом опыте мне было сложно управлять своим голосом, в процессе исполнения зачастую сталкивалась с переходным нотами, срывами голоса ("петухами").
Для того, чтобы добиться ловкости в управлении своим голосом, мне понадобилось не менее трёх лет занятий с педагогом по эстрадному вокалу. Как только я научилась контролировать свой голос при исполнении, тогда обрела уверенность и на сцене, т.к. могла свободно пользоваться своим инструментом.
Художественный образ на сцене.
Песня, как разновидность музыкального жанра, несёт в себе помимо музыкальной, художественную (смысловую) составляющую.
Одной из важных задач артиста - передать смысловое содержание текста песни. В каждом поэтическом тексте автором заложен художественный образ, который артисту следует понять, осознать и донести слушателю.
Выходя на сцену, артист на момент своего выступления перестаёт быть собой, транслирует зрителю некий художественный образ, заложенный в тексте, проживает историю и чувства лирического героя. Это может быть женщина/мужчина, которые переживают различные чувства.
Таким образом, "надевая на себя маску", артист перевоплощается и полностью проживает историю этого лирического героя, на момент выступления "принимая его плоть и кровь".
Подготовка к публичному выступлению.
Многие наверняка попадали в ситуацию, когда во время выступления на публике внезапно забывали слова. Да, это весьма неприятная ситуация, с которой я также сталкивалась.
Если для вас характерны подобные ситуации, то очень важно уже выученный текст продемонстрировать, желательно несколько раз, более снисходительной публике, например, вашим близким, друзьям.
Кроме того, вы могли испытывать дезориентацию в структуре вашего выступления. Например, если вы вокалист, забывали, в каком момент песни нужно вступать, когда заканчивается проигрыш и т.п. В таком случае необходимо разобрать музыкальную композицию по частям, посчитать такты, прислушаться к инструментам, которые помогут сориентироваться.
Резюмируя выше сказанное, нужно ещё раз подчеркнуть, что страх - это нормальная реакция организма, каждому человеку свойственно испытывать волнение перед выступлением. Артист - это прежде всего публичная профессия, которая предполагает определённое поведение и состояние человека на сцене. Уверенность в собственных силах нарабатывается в процессе тренажа за определённый период времени. Умение перевоплощаться - важная составляющая выступления артиста, которое не предполагает за собой личные переживания. Подготовка к публичному выступлению - неотъемлемый этап в профессии публичного человека.
Буду благодарна за вашу обратную реакцию - на сколько знакома вам тема боязни публичных выступлений. Расскажите в комментариях свои истории о том, как вы справлялись со страхом.