Найти тему
Нина Матвеева

Значение психологии в профессии педагога.

Необходимо ли педагогу иметь психологическое образование?

В этой статье будут доводы "за", которые сформулированы на основе моего опыта. Если быть точнее, описаны навыки и умения, полученные мною при обучении на кафедре психологии, которые пригодились мне в профессии педагога по вокалу.

Для справки, до того, как я выбрала для себя профессию музыканта, получив образование в музыкальном колледже по специальности "эстрадный вокал", закончила университет по направлению "психология".

Навык наблюдения.

Этот метод исследования основан на качественном (описательном) анализе поведения человека в социуме (обществе).

Коснёмся темы наблюдения за телом человека в моменте, значение поз. Состояние и положение нашего тела напрямую влияет на психологическое самочувствие человека.

Например, когда ученик перед педагогом закрывает тело руками, эта поза указывает на то, что он в этот момент зажат, испытывает дискомфорт, и задача педагога - раскрепостить, расположить его к себе. 

По дистанции между педагогом и учеником, по взгляду становится понятно, на сколько стеснительный человек. В процессе наблюдения за эмоциональной реакцией, количеством и качеством слов в общении в процессе занятий, становится понятным то, на сколько человек раскрепощён, склонен доверять педагогу. 

Например, если ученик вздыхает, сидит с опущенной головой, закатывает глаза, грустит, значит это говорит о том, что он испытывает чувство усталости, и педагогу следует переключить его внимание на другой вид деятельности занятия. 

Приведу реальный пример из своей практики.

Однажды ко мне на занятие пришла ученица, по внешнему состоянию (выражению лица) было понятно, что человек себя неважно чувствует, внутренние переживания заполнили всё его сознание (это можно определить по бегающим из стороны в сторону глазам).

Когда я задала вопрос: "Всё ли у тебя хорошо? Может быть что-то случилось?", человек удивился, что это на столько очевидно, рассказал мне о том, что буквально час назад попрощался с домашними питомцами, которых пришлось усыпить в виду неизлечимости их заболевания.

Когда ученица описывала эту историю, на её глазах наворачивались слёзы, хотя она пыталась сдерживать свои эмоции, морально настраиваясь на занятие со мной.

Единственное верное решение в данной ситуации со стороны педагога - отправить ученика домой. Заниматься при таком психологическом состоянии не имеет смысла.

Умение слышать и слушать.

Очень полезный навык в педагогической работе, особенно в работе с детьми. Некоторым взрослым кажется, что к детям не стоит всерьёз относится: выслушивать их замечания, предложения. Однако они не правы, ещё как стоит. Именно ребёнок в процессе общения с вами ненамеренно подскажет, как с ним будет комфортно работать.

Например, во время занятия ребёнок отвлекается на свою любимую игрушку, с интересом рассказывает педагогу, как её зовут, как они вместе проводят время, что она умеет делать. Эту игрушку вы начинаете активно включать в педагогический процесс, она и поёт вместе с ребёнком, становится слушателем в зрительном зале и т.п. Выясняя сферу интересов ребёнка, можно подобрать соответствующий репертуар, чтобы ему было в удовольствие разучивать ту или иную песню.  

Тема данной статьи весьма обширная и необъятная, можно развивать её бесконечно. Вывод, который следует сделать из выше сказанного, что любому педагогу, не зависимо от области знания, будет не лишним получить психологическое образование, или хотя бы расширить свои знания в этом направлении, путём чтения книг по психологии обучения.

Например, подробнее познакомиться с темой психологии тела можно в книге супругов Аллана и Барабары Пиз "Язык телодвижений".