Найти в Дзене
Алёнкины путешествия

Повесть большегрузных лет. Часть пятая. Неизвестная Монголия

... На вопрос: кто развалил Союз - честно отвечу: да все МЫ! Помогли война в Афгане и гонка вооружений, но первостепенной причиной служило разгильдяйство и безответственность, от низов к верхам. Союз начал трещать по швам, и тогда я понял, что пора подсуетиться и кардинально поменять что-то в своей жизни... (Ссылка на предыдущую главу) ...1988 год - первая тревожная дата. В одночасье стали разваливаться лесопромышленные предприятия. Именно они самыми первыми стали раздавать машины в аренду. В стране начинается повальный дефицит, на полках магазинов "мышь повесилась". Всё и вся - по блату. Первый год после переезда в Абакан я притирался, присматривался к обстановке в городе. Именно в городе - на работе меня сразу приняли хорошо, а как машину из-под забора поднял, так и вовсе зауважали. Второго КамАЗа взял и в состояние нового привёл - тоже плюсик, как сейчас модно выражаться, "к карме". Не косил я от любой работы. На следующий год начал строить дом. К осени достроил кирпичный коттед
Оглавление

... На вопрос: кто развалил Союз - честно отвечу: да все МЫ! Помогли война в Афгане и гонка вооружений, но первостепенной причиной служило разгильдяйство и безответственность, от низов к верхам. Союз начал трещать по швам, и тогда я понял, что пора подсуетиться и кардинально поменять что-то в своей жизни... (Ссылка на предыдущую главу)

Центральный рынок столицы Хакасии - Абакана. Фото конца 80хх-начала 90хх, взято с сайта shansonline.ru, обработано автором
Центральный рынок столицы Хакасии - Абакана. Фото конца 80хх-начала 90хх, взято с сайта shansonline.ru, обработано автором

...1988 год - первая тревожная дата. В одночасье стали разваливаться лесопромышленные предприятия. Именно они самыми первыми стали раздавать машины в аренду.

В стране начинается повальный дефицит, на полках магазинов "мышь повесилась". Всё и вся - по блату.

Первый год после переезда в Абакан я притирался, присматривался к обстановке в городе. Именно в городе - на работе меня сразу приняли хорошо, а как машину из-под забора поднял, так и вовсе зауважали. Второго КамАЗа взял и в состояние нового привёл - тоже плюсик, как сейчас модно выражаться, "к карме".

Не косил я от любой работы. На следующий год начал строить дом. К осени достроил кирпичный коттедж. Тогда это был край города, а теперь престижный район.

Итак, в Союзе начался дефицит и тогда я стал ходить на Монголию, а нам - водителям всё же было проще, чем остальным. С Монголии идёт на экспорт кожа, радиоэлектроника, продукты первой необходимости, куртки кожаные, дублëнки - всё можно было взять по паре штук, без всяких деклараций. "Себе везём!" - весь ответ на таможне. Проблем никаких с этим не было.

В Монгольской Народной Республике в те годы - острый дефицит топлива, особенно бензина. Делаем "колымбаки" и везём дополнительно тонну-две топлива, там продаём, или меняем на товары. Жить можно! З/п тоже не пáрит, средняя зарплата по колонне в те годы - 500 руб. А уж у передовиков, да ещё если машина тоннокилометр везёт, то и 1000 рублей не редкость! Колонна получает зарплаты в срок в валюте, а мы, рабочие, кроме зарплаты получаем ещё и купоны, премиальными. Купоны меняются в сети магазинов "Березка" на валюту. Валюта в руках не ходит, но ты любой валютный товар в магазине меняешь по курсу за купоны. Жили, в целом, не плохо. Да что там... Хорошо жили!

Гастроном валютного (если можно так выразиться) магазина "Берёзка". Фото начала 90хх, с сайта pastvu.com, обработка автора
Гастроном валютного (если можно так выразиться) магазина "Берёзка". Фото начала 90хх, с сайта pastvu.com, обработка автора

Особая часть повести - "Ближе к Монголии"

Здесь я хочу остановиться на Монголии, рассказать поподробнее об этой удивительной стране - соседке, которую мы так мало знаем. Ведь кого ни спроси: "Чем богата, известна, чем славится Монголия?", ответят, что она лишь место на карте занимает. А, между тем, это немаленькая страна с резким климатом, в которой есть и тайга, и степь, и пустыня, и горы. Расстояния огромные, страна не заселена. На 2020 год численность населения Монголии всего 3 353 470 человек, это же в четыре раза меньше, чем жителей Москвы!

Расстояние между стойбищами в 500 километров - это норма. С Абакана до Улан-Гома плечо - 870 км., до Улан-Батора - 3470 километров. Оба направления, как и родные Саяны, и Алтай - горно-таëжная местность. Горы в Монголии такие же, как на военно-грузинской дороге, только трасса узкая. Равнинных участков всего 430 километров, остальное - горы.

Типичный природный колорит Монголии. Фото для иллюстрации с сайта мыуезжаем.рф, обработано автором
Типичный природный колорит Монголии. Фото для иллюстрации с сайта мыуезжаем.рф, обработано автором

Асфальтированная дорога в Монголии только одна, перед столицей государства - Улан-Батором, протяжённостью 250 км. Все остальное - "степь вижу, степь éду"! Ни полотна, не грейдера. Просто голая, накатанная степь, с сотней прямых и извилистых дорог. Воздух прогревается летом до +50°, зимой охлаждается до -55°, -60°!

Пограничных переходов из Тувы в Монголию только два: первый (большой) через поселок Эрзин, на востоке Тувы; второй (малый) через поселок Тээли, пункт пропуска Хандагайты, западная Тува.

У нас, водителей, ходивших на Монголию, было всего два маршрута. Первый маршрут: Абакан-Минусинск-Кызыл-Эрзин, дальше по Монголии зависит от заказчика. Второй: Абакан-Абаза- Ак-Довурак-Хандагайты, чаще всего в монгольский Улан-Гом этим маршрутом заходили. Но там и другие города есть: Эрденет, Цегандур и прочие. С нашей стороны до столицы Монголии ехать очень далеко и невероятно му́торно. 

А это столица Монголии - Улан-Батор в наши дни. Европейский размах, напоминает казахстанскую Астану и Алматы. Фото для иллюстрации с сайта m.fotostrana.ru, обработка автора
А это столица Монголии - Улан-Батор в наши дни. Европейский размах, напоминает казахстанскую Астану и Алматы. Фото для иллюстрации с сайта m.fotostrana.ru, обработка автора

С монголами мы дружили, причём для нас крайне невыгодно! Товарооборот происходил на уровне феодализма: мы им свет, бесплатно, от Саяношушенской ГЭС, топливо по себестоимости, все товары строительного и промышленного назначения так же по себестоимости. Они нам натуральным обменом: мясо, шкуры, шерсть, кожу, овчину. Всё!

При Союзе было в Монголии с десяток советско-монгольских предприятий по добыче золота и редкоземельных руд. Работали там, в основном, русские - монголу землю копать грех! От того и носки обуви у них загнуты вверх, чтоб споткнувшись, землю не вскрыть, а иначе сто лет несчастий земля нашлëт тому монголу и всему роду его!

По этой же причине своих они не хоронят, и даже не жгут. (Из-за недостатка топлива) Просто кладут в степи - и всё.

Монголы вообще народ ленивый и не желающий развиваться, но вот парадокс: водители-монголы это водители высшего класса! Многим из нас они сто баллов привезут! Монгол-водитель прямо на трассе, голыми руками переберëт всю машину и сделает это очень качественно! Монгол-водитель за ГаЗ-53 цепляет камазовский прицеп и едет, тормоза не жгëт. Монгол-водитель за ЗиЛом ещё пару прицепов прицепит!

Вот так вот! 🙉 А Вам слабо? Коллаж автора
Вот так вот! 🙉 А Вам слабо? Коллаж автора

Машины они эксплуатировали пожизненно, передавая их по наследству. В Монголии, 30-50 лет для машины - это не возраст, и все они как новые, ни царапинки, не гнили́нки!

ЗиЛ-130 для монгола - это подарок судьбы, на нём будет работать он, его сын, затем сын его сына - его внук! Берегли, как зеницу ока, и следили за своими автомобилями монгольские водители.

#ссср никогда не поставлял им КамАЗы, МаЗы, или КраЗы. Только ГаЗ-53 и ЗиЛ-130, только хардкор!

О самих монголах

Монголы народ простой, немного наивный и очень раду́шный. Если они встали в дороге на отдых, и ты встал к ним - будь готов, что тебя накормят так, что три дня ты потом не сможешь думать о еде!

Монголы на привале. Фото из свободных источников, обработка автора
Монголы на привале. Фото из свободных источников, обработка автора

Машину тебе помогут починить, взамен только водки попросят. Пьяные монголы - добрые и расслабленные, улыбаются - с них, пьяных, можно верёвки вить!

Кушают они два раза в сутки и очень плотно. Мясо и только мясо: конина, баранина. Супы варят жирные, наваристые. Готовят раз в сутки, вечером. Наедаются до отвала, ложатся спать, утром доедают всё, что осталось с вечера и в путь. Днём не едят, только пьют "хан чай" - это зелёный и чёрный чай с молоком и бараньим жиром. Ханчай на вкус солёный и подаётся непременно кипящим. Впрочем, есть у монголов и перекус, полдник.

Что мы, русские, привыкли есть на полдник с советского детского сада? Печеньице, сухари с изюмом, реже - запеканка, творожок, что-то лёгкое, молочное. Запить кисельком, компотиком, какао... Если говорить о современных перекусах, то тут сам черт с гастритом попадет в лапы эскулапов-врачей: бутербродики, (ой, немецкий нынче не в моде, теперь принято говорить - бургеры!) чипсы, шоколадки, йогурты со всякой химией...

У монгола же на перекус... Догадайтесь что? Вяленое мясо - барана и конина. И в тебя, как в гостя, затолкают уговорами и упросами столько мяса, сколько ты сам вéсишь! Просидев за столом с монголом всего один вечер, ты для него - друг на целый век.

Застолье монголов на праздник Цагаан Сарым. Фото для иллюстрации с сайта dnn.mn, обработано автором
Застолье монголов на праздник Цагаан Сарым. Фото для иллюстрации с сайта dnn.mn, обработано автором

 Но и простаками монголов не назовёшь - это Восточная Азия, и искусство лести и хитроумных многоходовок у монголов в крови. Приведу для примера случай, произошедший лично со мной.

Однажды зимой в рейсе я встал на ночлег. Голая степь, 120 км. от города Углий, кругом тысяча дорог. Боязно, что обворуют.

Стоит сказать, что монголы до всего, что к автоаксессуарам относится, на руки очень быстрые! Цепи, фары, фонари, зеркала, особенно как у меня стояли - сферы, очень модные были в те времена. Каждый водитель этот факт о монголах знал, и делали всё, чтоб без грохота с машины невозможно было что-то снять. Этакий прообраз сигнализации. Монголы не кавказцы, не головорезы, на грабёж не пойдут.

Так было и у меня в тот раз - ну всё просто так не снять, а вот цепи противоскольжения, с ними-то загвоздка и вышла!

Ещё фото монгольского ЗИЛа для примера. Блестит, как у кота причинное место! 😁👍🏽 Фото из свободных источников, в обработке автора
Ещё фото монгольского ЗИЛа для примера. Блестит, как у кота причинное место! 😁👍🏽 Фото из свободных источников, в обработке автора

Чтобы не "угнали" цепи я делал следующее. Морозы мне были не страшны: в дизеле тосол, топливные баки с подогревом от выхлопа, в агрегатах моторное масло вместо нигрола. В любой мороз, сколько бы не простоял - тронешься без проблем!

ГУР в прямолинейное положение на ночь - это строго! ( У меня ещё и сам ГУР стоял с КамАЗа 5310, "Батыра") Вывернул руль - жди беды, утром вырвет крышку ГУРа, маслом. Всё, приехал! Потому руль - только прямо! Ну и перед сном встаёшь, ужинаешь, потом переезжаешь на другое место, предварительно бросив под колёса цепи. Этим yбuвaли сразу двух зайцев: чтобы горячие колёса не вмëрзли в снежный наст, и чтоб цепи под колёсами не украли!

Сплю я, значит, ночью, стук в дверь. Поднимаюсь, тру глаза, время - 3 часа ночи. Мороз -55°С. В окно смотрю - голова шальная, монгол!Просит меня: "Компана, отъедь немножко, дорога загородил проехать пробуй, нет дорога!?"

Сажусь я спросонок за руль, первая передача, отползаю метров на 5, слышу орёт мне: "Рахмет, рахмет!!!"

Снова падаю спать, и тут вдруг понимаю, какого Лешего он в степи проехать не смог! Степь на сотни верст вокруг -как хочешь, так и едь!А я, лопух, поверил!

Выскакиваю из кабины - цепей уже нет! Монгола тоже след простыл. Сон как рукой сняло, срываюсь в погоню, да где там: груженому КамАЗу - седельнику 130-го не достать! Прощëлкал я цепи. Так что, монголы далеко не простаки.... "

И последнее фото монгольского ЗИЛа. Обработано автором
И последнее фото монгольского ЗИЛа. Обработано автором

Продолжение о Монголии и её необычных обычаях уже ЗДЕСЬ. 👈🏽

А о том, что из себя представляет Монголия сегодня - читайте ЗДЕСЬ.

Дорогие Друзья, поддержите автора повести - Андрея своими комментариями и 👍🏽. Надеюсь, что глава про Монголию Вам понравилась?

Если Вы любите подобные истории, рассказы о технике и не только - обязательно загляните по красной ссылке на канал моего знакомого Игоря, он так и называется -

"О технике и не только".

Вам точно понравится! 🤗

Я желаю всем лёгких, асфальтированных дорог и счастливых жизненных путей! А главное - БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! Всё остальное не так уж важно!

🚚 Счастливое Саянское детство. Начало повести большегрузных лет

🚚 Девять месяцев под сердцем. Как в Союзе водителей воспитывали

🚚 Каждую пятницу - День Шофёра! Байки нашего гаража