Традиционно летом школьникам выдают списки литературы для чтения. Многие родители жалуются мне, что ребенка не заставить читать эти произведения. Некоторые родители опускают руки, другие же ведут борьбу с детьми. Выскажу своë мнение по этому поводу.
На мой взгляд, чтение нужно воспринимать, как неотъемлемую часть жизни всей семьи. Если родители сами не любят читать, считают это пустой тратой времени, свободное время посвящают другим занятиям, то чего они хотят от детей? Это примерно, как отец с сигаретой в руке объясняет сыну, что курить плохо. Понятно, что жизнь сейчас сложная, свободного времени у родителей очень мало. Я не призываю забросить все дела и сидеть читать всей семьёй, но какую-то часть свободного времени выделить нужно. Это может быть время перед сном или выходной день.
Когда ребенок маленький, читают ему родители. Выбор книг сейчас огромен и можно выбрать то, что интересно детям. Например, мой старший сын вообще не хотел слушать сказки и рассказы, ему нравились стихотворения. Мы перечитали с ним все произведения А. Барто, К. Чуковского и др. Младший сын не мог усидеть на месте ни дома, ни в садике. Сесть вместе с ним и почитать не получалось. Я читала старшему сыну, а младший играл рядом с игрушками. Воспитатели читали всей группе, а мой сын ходил по группе и молча играл. В итоге он знал все эти произведения, так как всë это время их слушал.
Когда ребенок идет в школу и учится читать, он воспринимает чтение, как труд. Ему сложно понять смысл прочитанного, все силы уходят на то, чтобы сложить слоги в слова. Здесь на помощь должны прийти родители. Ребенку легче будет читать текст, если в первый раз его прочтет родитель. Так происходит на уроках, первым всегда читает учитель. А если в тот момент, когда ребенку трудно, вместо помощи он слышит, что если не дочитает до конца страницы, не пойдет гулять и т.п., вряд ли он воспылает любовью к чтению.
Своим младшим школьникам я объясняю, что список литературы,который я выдаю, примерный. Они могут не прочитать те произведения, которые их не заинтересовали, а дополнить его своими книгами. Если им понравились произведения автора, то они могут прочитать и те, которых нет в списке. Если какой-то книги из списка нет дома, а библиотеки рядом нет, они могут прочитать книгу, которая дома есть. Мне хочется, чтобы они не воспринимали чтение, как повинность.