Найти тему
Русские сюжеты

Наш Владимир Семёнович Высоцкий

25 июля 1980 года не стало Владимира Семёновича. Даже в разгар большого спортивно – политического события - XXII Летних Олимпийских игр это событие не осталось незамеченным. Официально никто не сообщал о смерти Высоцкого, исключением стали маленькие заметки в «Вечерней Москве» и «Советской культуре». Но люди делились друг с другом этой печальной новостью по всей стране. 100 000 тысяч поклонников таланта собрались в Москве у театра на Таганке в день похорон. Его любили, и народная любовь вместе с памятью несёт его имя и творчество до сих пор, передавая потомкам его самобытное творчество.

Владимиру Высоцкому посвящается.

Место встречи изменить нельзя,

На Ваганьковском теперь оно навеки.

Жил, любил, работал, пел, страдал –

Говорим мы о Высоцком - Человеке.

Голос с хрипотцой, открытый взгляд,

Полный дум, надежды и задора.

Пальцы тихо струны теребят,

За душу, беря российские просторы.

В вертикали жизни он ценил:

Дружбу, верность, высоту стремлений.

И опасные гастроли свои вёл,

Он, для самых разных поколений.

Запрещали нам его, в верхах,

В душу интервенцией вторгаясь,

Но зато любил его народ,

Образом понятным восхищаясь.

На гастроли ждал его Ростов,

Ленинград, Москва, Одесса, Магадан,

Пел Володя для Парижа и Нью-Йорка,

Восхитив своим талантом там, господ и дам.

Пел с улыбкой поэт про рай в шалаше,

Нервы рифмою рвал, ту войну беспокоя,

Про любовь нам шептал, откровенье даря,

Словно весточку слал из последнего боя.

Может, я виноват, что ушёл он от нас?

Что в свои десять лет для него я не сделал?

Он, как Гамлет, ответа у всех нас просил,

Всех, поняв и простив, как всегда это делал.

Смертью - песню Высоцкого не оборвать.

Его образ – свет истины для поколений.

Композитор, Актёр, Певец и Поэт,

А короче сказать – просто гений.

Место встречи изменить нельзя,

Как пароль – цветы у изголовья.

Спит безвременно ушедший Человек,

Спит, укрытый всенародною любовью.

Мы знаем сотни песен Владимира Семёновича, в которых есть уличные, лагерные и сатирические темы. Пел он о войне, находя именно те слова и оттенки аккордов, которые давали слушателям представление о драме и трагедии военного времени. Ещё были бытовые песни, открывавшие нам самих себя. Позже Высоцкий обращается к песням философского характера, словно размышляя над вопросами вечности.

Песни Владимира Семёновича я слышал и слушал, знал его роли по фильмам: «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил» и «Место встречи изменить нельзя».

Но вот мне попалась книга, которую сразу же взял – «Чёрная свеча» авторы Владимир Высоцкий и Леонид Мончинский. Вот здесь я открыл для себя нового Высоцкого.

Главный герой романа - Вадим Сергеевич Упоров, моряк и боксёр, получивший срок за несанкционированный поединок с американцем, когда параход находился в американском порту. Вспомнилось ему и чтение запрещённого Есенина и началось. Вадим попадает в колымские лагеря в самый разгар «сучьей войны». Он сумел сохранить человеческий облик несмотря на издевательства охраны, постоянные стычки, где человеческая жизнь не стоила ничего, лютые морозы, когда у человека даже душа промерзала. Сумел выжить, хотя ссученные ему и подписали приговор за то, что поддерживал воров. Смог оставить в сердце место для любви и выйти на свободу.

Эту книгу надо читать. Не спеша, вдумчиво, посвящая ей время, вживаясь, насколько это возможно, в сюжет и события, переживания героев. Если во время чтения за окном будет мороз и холодный ветер – это будет хорошим сопровождением и иллюстрацией романа. Если не читали и данная тема Вам интересна – не пожалеете.

Книгу Владимир Семёнович писал под себя, чтобы сыграть впоследствии главную роль. Но, как всегда, неуместное Но.

Побывав в Сибири и встретившись с бывшими заключёнными сталинских лагерей 40 – 50 годов, Высоцкий сумел достоверно рассказать о лагерной жизни в произведении. Вместе с этим Владимир Семёнович, несомненно, подготовил и себя к этой роли. Да, такой фильм стал бы настоящим шедевром.

Впоследствии, в 2006 году сняли фильм «Фартовый» по мотивам романа «Чёрная свеча». Даже по мотивам сюда не подходит. Сюжет перекроен ужасно. Да и сами картины колымских лагерей никуда не годятся. Пример. В романе на плацу строится многотысячная зона. В фильме 20 человек в три ряда. Да и в остальном, от подбора актёров и до остальных моментов – малобюджетная, даже подделка не скажешь. Пародия. Не смотрел его, чтобы не портить впечатления от произведения.

Звучат песни Владимира Семёновича, издаются стихи, книги, показывают фильмы с его участием. В каждой строчке возникает неповторимый образ, который вошёл в наше искусство и жизнь, став классическим. Да и близким многим из нас, потому что был Высоцкий таким и по жизни и по творчеству.