Найти в Дзене
Умный детЬ

«Синдром высокого мака» или как не дать затоптать талант

Оглавление

Тиран Рима Тарквиний Гордый наглядно дал совет своему сыну Сексту, когда тот спросил, как стать полновластным правителем Габии. Он пошел в огород, взял палку и одним взмахом снес цветки у самых высоких маков, которые гордо выделились из общей массы. Тем самым отец показал, что надо предать смерти всех выдающихся людей, дабы они не высовывались из безликой толпы, которой легко управлять. Надо отдать должное, Секст, как истинный сын своего отца, так впоследствии и сделал.

«Синдром высокого мака», почему его так назвали

Фото от Ксении Мазаевой (Pexels)
Фото от Ксении Мазаевой (Pexels)

Впервые о синдроме высокого мака заговорили в Австралии и Новой Зеландии. Эта метафора применялась к людям, которые стремились подавить или уменьшить таланты других людей. Нападки и унижения делали своё дело: по-настоящему талантливые люди просто теряли веру в свои способности, в итоге многие не сделали того, на что были способны.

«Синдром высокого мака» очень четко проявляется среди детей. Если своевременно не вмешаться, одарённый ребёнок останется один-одинёшенек. А это мощнейший удар и по самолюбию, и по самооценке.

Причины, из-за которых одарённые дети не принимаются в коллективе

Талантливый ребёнок часто сталкивается с непониманием не только ровесников, но и взрослых. Этому способствуют:

1. Зависть - проявляется уже с ранних лет

Желание самому обладать теми или иными талантами присутствует во всех людях. Только одни при этом умеют радоваться за других людей, а другие не переносят малейшего соперничества. Когда видят, что кто-то успешнее и талантливее, стараются уменьшить или даже посмеяться над достижениями другого.

2. Из первой причины вытекает вторая – ревностное отношение ко всему, что происходит в коллективе

Если ребёнок по натуре лидер, он не потерпит, когда успехами ровесника восхищаются больше, чем его собственными.

3. Часто талантливые и одарённые дети отличаются от обычных детей

Они находятся как бы в своём мире. И такое поведение не принимается группой ровесников, где принято, чтобы каждый прислушивался к мнению большинства. Талантливые личности идут своим путём, а это большинству не нравится.

4. Одарённые дети, в большинстве, асоциальны и не умеют проявлять агрессию и силу

Такие дети далеки от общества и порой предпочитают уединение, чтобы заниматься любимым делом. Поэтому ровесники, которые считают себя более сильными физически, подавляют талантливых детей, высмеивая их слабые стороны.

Если в коллективе есть одарённый ребёнок, то педагоги и родители должны быть особо внимательны. Всё дело в том, что «синдром высокого мака» не сразу виден. Иногда требуется время, чтобы выявить его и помочь ребёнку. Если не спохватиться вовремя, то неприятных последствий не избежать.

Проблемы, возникающие у талантливых детей

При проведении психологического тестирования в классном коллективе, психологи обращают внимание на проблемы, выявленные у талантливых детей:

  • Социометрические исследования показывают, что одарённые дети входят в группу изолированных. Их не выбирают одноклассники. Получается, что ребёнок находится в коллективе, но на самом деле он один, что культивирует тревожность;
  • Зачастую одарённые дети так увлечены той областью, где они талантливы, что на всё остальное они просто не обращают внимания. Такое несоответствие сразу заметно сверстникам, которые начинают травить одноклассника за то, что он не такой, как все;
  • Самое страшное, что может быть, когда ребёнка отвергают. Его не принимает классный коллектив, считая «изгоем». Если ещё и взрослые не обращают на такого ребёнка внимания, то недалеко и до суицида.

Как помочь талантливым детям

Задача и родителей, и учителей – помочь одарённому ребёнку адаптироваться в кругу сверстников:

  1. Создать понятливое окружение. Если талантливый ребёнок отличается от остальных, надо работать с окружением, чтобы не появился синдром высокого мака. Дети должны понимать, что каждый человек – это уникальная личность, которой больше нет;
  2. Работать над повышением их самооценки. Талант с высокой самооценкой никогда не даст другим принижать свои способности, а на насмешки даже не станет реагировать;
  3. Поощрение помогает одарённому человеку поверить в себя и в свои силы.

В семье, где родители верят в способности и в талант своего ребёнка, дети вырастают уверенными в себе и успевают многого добиться в жизни.

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Поделитесь своим мнением в комментариях.