"Северный поток 2" интересен как маркер. Давление американцев на ФРГ по поводу СП 2 закончилось, фактически, ничем. Напомним, что оно было одинаково интенсивным последние 5 лет, несмотря на разные администрации США.
Причина давления выходит за рамки этого газопроводного проекта, она шире и касается перспектив немецкой промышленности. США было важно привязать Германию (и ЕС) в качестве младшего партнёра. Включить ее в свои технологические цепочки, но на среднем и низшем уровне. Это позволяло бы США получать при сбыте совместной продукции максимум прибылей. На своем и мировых рынках, в первую очередь - на финансово емком европейском рынке.
Закрытие проекта СП 2 означало для Германии удар по конкурентноспособности. Так как дешевый российский газ заменялся или произвольно дорожающим газом по украинской (считай, американской) трубе, или сжиженным газом из Америки. А дорогой газ означает неконкурентную конечную продукцию, выпускаемую на немецких предприятиях. В этих условиях роль младшего партнера стала бы единственным выходом.
То, что Германия отстояла СП 2 - это не просто фронда, но стратегия, в каком-то смысле - это послание "городу и миру".
Во-первых, это означает её отказ от неравного партнёрства с США. Следовательно, европейский рынок Германия будет окучивать с европейскими странами самостоятельно. Желающие войти в этот рынок должны будут встраиваться в европейские цепочки на условиях европейцев.
Во-вторых, у Германии развязываются руки на востоке, так как именно она (а не США за ее спиной) будет обсуждать с Россией условия входа на формирующийся рынок Евразийского экономического союза, шире - стран ШОС. И в структуру немецкого товара или услуги вложатся российские компании.
Иными словами, Германия решила быть скорее равным партнером России, чем младшим США. ЕС все-таки будет отдельным центром силы в многополярном мире, вот что означает победа СП 2.