Применяемые в настоящее время технологии гидрооблагораживания нефтепродуктов предусматривают следующие процессы:
- гидроочистка с целью соблюдения требований Технического регламента по содержанию серы: класс 4 – не более 50 ppm, до 01.01.2016 г.; класс 5 - не более 10 ppm, после 01.01.2016 г.
- депарафинизация с целью соблюдения требований Технического регламента и ГОСТ 55475-2013 по температуре фильтруемости зимних и арктических топлив (минус 32⁰С, минус 38⁰С, минус 44⁰С, минус 48⁰С и минус 52⁰С).
Кроме того, в будущем допустимая концентрация полициклических ароматических углеводородов в дизельных топливах не должна превышать 2% (сейчас 8%).
Все указанные выше технологические процессы каталитического, эндотермического типа, с большим расходом чистого водорода (до 4% от исходного продукта); с температурой в реакторе до +370⁰С и давлением до 20Мпа.
Для депарафинизации топлив используются дорогостоящие катализаторы на основе платины, что существенно повышает себестоимость процесса. На отечественном рынке импортные катализаторы занимают долю в 60%, что в условиях высоких курсов доллара и евро дополнительно повышает затраты на производство качественных нефтепродуктов.
Предлагаемая технология GDG-процесс© позволяет существенно снизить себестоимость гидрооблагораживания нефтепродуктов за счет:
- отсутствия водорода;
- отсутствия катализатора;
- снижения температуры процесса до + 50 ⁰С (примерно 10кВт/1 тонну исходного продукта);
- одновременного протекания процессов гидроочистки, депарафинизации и деароматизации.
Применение данной технологии гидрооблагораживания позволит повысить температуру конца кипения дизельной фракции на 20⁰С, что увеличивает выход светлых фракций, а следовательно увеличивает и глубину переработки нефти.
С применением GDG-процесса получаем выход гидроочищенного топлива 93-94%.
Технология прошла обкатку на пилотной установке, при обработке дизельного топлива класса-3 выявлены следующие улучшения:
- уменьшение содержания серы в 50 раз;
- уменьшение температуры перегонки 95% топлива на 40-50 ⁰С;
- понижение температуры помутнения на 11-12 ⁰С;
- при обработке атмосферного газойля и 10 масс. % воды выход составил 104% от исходного продукта.
Области применения технологии:
- подготовка сырой нефти и стабильного газового конденсата;
- производство моторных топлив;
- производство котельных дистиллятных и остаточных топлив (мазутов);
- производство судовых дистиллятных и остаточных топлив (бункерных);
- производство авиационных реактивных топлив и ракетных топлив для жидкостных реактивных двигателей;
- производство базовых масел;
- переработка (рафинирование) отработанных масел (индустриальных, моторных) и нефтяных отходов.
В первую очередь хотелось бы нацелить эту технологию на утилизацию отработанных моторных масел. Производителей масел, конечно, обязали собирать обратно свою продукцию, но, например, у нас в Новокуйбышевске скопились уже целые озера такой отработки, и совершенно непонятно, что с ними дальше будет. А ведь потенциально мог бы быть продукт...