Прочитал Mary Meeker’s 2019 Internet Trends Report. При том хайпе, что отчет производит каждый год, на мой взгляд, достаточно бессмысленная вещь. Принятие решений на его основе скорее принесет больше вреда, чем пользы.
1) Отчет показывает среднюю температуру по больнице, а любой проект / бизнес развивается в окружении с динамически меняющимися обстоятельствами: конкурентами, привычками клиентов, экономикой, политической обстановкой и прочее. Например, в 2000х все ломанулись делать сайты, т.к. отчеты по трендам показывали, что онлайн убьет офлайн шоппинг. И где сейчас все эти сайты? А Ашан как работал, так и работает возле дома. Или в 2010 был бум мобаппов, т.к. тренды показывали, что десктоп умирает и все будут потреблять инфу, играть, общаться через мобаппы. Результат - стоимость привлечения клиента для мобаппов и не только их зашкаливает, прибыльные мобаппы исчисляются единицами процентов, а весь куш сорвали платформы Google Play / AppStore и рекламщики. Или последний тренд на то, что Netflix убьет кинотеатры и ТВ (подсказка - что-то незаметно).
2) Более полезно читать не агрегированный отчет, пусть даже с красивой инфографикой, а дать исходники данных, которые можно фильтровать под себя. Условно, интересует факт не "молодежь в Европе 14-21 сидит в мобилке 3 часа в день", а более узкий срез "в каких конкретно мобаппах сидит наша ЦА в ЗАО Москвы, сколько их, а дайте-ка лучше их номера телефонов или точный соцдем срез, чтобы на них было удобно таргетировать рекламу нашего сервиса".
3) Если публикуется тренд Х, это означает, что время вскочить на этот поезд уже ушло и успеха добьются компании, работающие в этой нише 3-5 лет назад. Самое яркое исключение - Microsoft, которую вроде бы уже списали со счетов. "MSFT - ну это тот неуклюжий корпоративный монстр, с ярким прошлым и туманным будущим, который живет за счет продаж винды, офиса и сиквела" - говорили они. И который круто выстрелил за счет облака Azure, хотя вроде бы опоздал на этот рынок, как до этого с треском провалил попытку заскочить в область Mobile/Store.
4) Много очевидных вещей. Все больше людей онлайн, растет доля телемедицины, количество данных растет, иммигранты в США основывают технокомпании, спасибо капитан, мы и не знали. Нужны инсайды, резко растущие неожиданные тренды или те, кто будут расти через 1-3 года, но пока не растут.
5) Похоже, самое полезное, для чего пригодится отчет - всандаливать красивые графики из него в презы проектов.
6) Что порадовало, подтверждение, что Китай (не Индия) - отдельная планета. Если во всем остальном мире делают кучу мелких приложений, то в Китае наоборот, несколько Супер мобаппов, внутри которых 30+ приложений - платежи, аирбнб, йелп, каяк, соц сети, ютуб и др. Вообще, респект за отдельные тренды по миру, США и Китаю. Хотя, про Китай интересно, но также бесполезно (в чайнанете чужие не ходят, партия не велит). Опять же не хватает возможности фильтровать сырые данные, чтобы получить срезы по конкретной стране / региону / городу / аудитории.
7) Ну и совсем для меня незнакомая штука - про то, что MMORPG игры становятся соц сетями - внутри чаты, платежи, друзья, шопинг, свои эвенты, рынки цифровых товаров и прочие плюшки.
Если кто-то знает, где есть тезисы из отчета в виде текста, а не в формате 334-страничной презентации, киньте ссылку плиз. А то нам, текстофилам, тяжко живется в мире визуалов.
Подробнее об авторе: