Отпуска нашего учительского, который многим другим кажется чудовищно огромным, становится все меньше и меньше. 56 дней - и в самом деле немного :)
И вот скоро грядет оно - Первое Сентября.
С трепетом или с радостью мы ждем эту дату? Хотя, конечно, почти все из нас начнут работать за неделю или две до того, как в школах появятся дети, все равно именно этой датой начинается нормальная работа.
У каждого есть ужасные ученики. От которых шум, помехи, они являют собой иллюстрацию бессмысленности наших усилий... А может, просто они не тем занимаются? Давайте повспоминаем тех учеников, которые наверняка доставили много негатива своим учителям...
Фра Филиппо Липпи
Родителей он потерял в два года и до восьми лет его терпела, с трудом воспитывая буйного малыша, его тетка, сестра отца. Но как это стало возможно - немедленно отдала малыша на воспитание в кармелитский монастырь.
К наукам ребенок не имел никакой склонности, на просьбы сказать, сколько будет если к трем персикам прибывать две шишки - отвечал что-то невнятное, а попытки пересказать что-то из катехизиса заканчивались лишь тем, что ребенок хлопал глазами, а потом ударялся в рев.
"Мальчик проявил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо восприимчивым к изучению наук, почему он никогда и не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться. Мальчика ... вместе с другими держали в послушниках, под присмотром учителя грамматики, вместо учения не занимался ни чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги, и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи"
Это цитата из книги, которая является главным источником знаний о художниках эпохи Возрождения - Джорджо Вазари - ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЖИВОПИСЦЕВ, ВАЯТЕЛЕЙ И ЗОДЧИХ.
Так что только мудрости настоятеля мы обязаны тому, что мир в итоге получил не рядового монаха, а серьезного живописца Раннего Возрождения, который был значим как сам по себе, но главное - он стал учителем великого Сандро Ботичелли.
Кажется мне, что именно своих приятелей, с которыми вместе проказничал в монастыре, Фра Филиппо (кстати, "фра - это от итальянского frate, то есть брат, поэтому сейчас это бы прозвучало бы по-русски как Бро Филипп :) показал в картине "Богоматерь Смирение" Представить себе, что это ангелы, с такими-то рожицами - сложно. Вот и смиряется Богоматерь, уж какие ангелы дадены - с теми и жить...
Бро Филипп прожил бурную и довольно длинную по тем временам жизнь. Он попадал в плен к пиратам и годы томился в рабстве, дружил с Медичи и расписывал храмы для Папы римского, похитил из монастыря монашку и собирался жениться на ней, сам еще будучи формально монахом, дело дошло до того, что Папа самолично освободил их от монашеских обетов и наложил семейные. Он много писал, много зарабатывал, еще больше кутил, спуская деньги на вино и женщин и был постоянно преследуем кредиторами...
В Эрмитаже есть одна его картина, это поздний Бро:
В основе ее сюжета лежит эпизод из жизнеописания святого Августина, епископа города Гиппона и одного из отцов Церкви. Однажды, когда Августин, размышляя о догмате Божественной Троицы, шел по берегу моря, он увидел ангела в облике младенца, который вычерпывал ложкой морскую воду и переливал ее в ямку. На вопрос Августина о смысле этого занятия ребенок ответил, что попытка постичь тайну триединства Бога силами человеческого разума так же тщетна, как и стремление вычерпать море ложкой. Сказав это, ангел исчез. Возможно, что Фра Филиппо первым обратился к этому редкому сюжету. Мистическое событие он представил как конкретную сцену, происходящую среди холмов его родной Тосканы, а море заменено ручьем.