Только за пятницу 23 июля власти ликвидировали около полусотни общественных организаций.
Недавно Александр Лукашенко обрушился с гневным спичем в адрес неправительственных организаций.
«Так и правительство и МИД побежали за «демократией» и посоздавали у нас (пусть Макей опять не воспримет на свой счет, это и до него еще было, ему это в наследство досталось, надо сейчас разгребать), и мы получили под две тысячи на небольшую страну НПО, НКО, бандитов и иностранных агентов. Ну и что, демократию получили? Сейчас оглянулись: это же вред для государства! Идет зачистка».
Продолжение не заставило себя ждать: в пятницу стало известно, что власти закрыли (лишили регистрации) около 50 правозащитных и социально-культурных, политических и экономических организаций.
Среди них медиаплатформа «Имена», Центр правовой трансформации, «Пресс-клуб», Центр экологических решений, Бизнес-школа ИПМ, учреждение развития белорусского языка и культуры «Мова Нанова» и т.д.
И очевидно, что это только начало – ликвидация общественных организаций будет продолжаться.
В связи с происходящим наблюдатели говорят о «гуманитарной катастрофе» и «ликвидации гражданского общества» в Беларуси.
Обозреватель Петр Кузнецов написал:
«После шквала обысков, арестов, закрытий, сегодня наступает день фактической ликвидации гражданского общества – и именно в этот день проходит совещание про урожай. Вот в этом вся специфика и есть. Еще с того момента, когда по отношению к крупному ритейлеру было употреблено слово «вырезаем», а впоследствии в адрес СМИ и общества зазвучала «зачистка», стало понятно: просто само наличие чего-то живущего в этой стране независимого не дает некоторым людям спокойно спать и заниматься своими делами».
Какие последствия ждут Беларусь в результате «зачистки» структур гражданского общества?
Очевидно, что многие граждане больше не получат той помощи, которой могли бы получить. А это пострадавшие от беззакония, желающие повысить уровень образования и другие.
И все же, говорить о «ликвидации гражданского общество» будет явным преувеличением. Вероятно, существенная часть из организаций продолжит свою работу без государственной регистрации и в более усеченном формате.
Тот же правозащитный центр «Весна», руководителей которого недавно отправили за решетку, почти два десятка лет работал и помогал людям, не имея официальной регистрации.
По гражданскому обществу в Беларуси нанесли серьезный удар, но все еще не смертельный.