При нормальной зарплате и хорошей кредитной истории купить машину сейчас - раз плюнуть. И этих "плюнувших" теперь на дорогах - тысячи. И мы знаем, как они выглядят, когда машина вдруг не завелась. С другой стороны, страна сейчас не богатеет, самостоятельное обслуживание подержанных машин - дело для нас актуальное.
Не в счет те, у кого денег - завались. Отказался заводиться его "мерс" или "бэха" - он обратится в службу помощи на дорогах, поскольку, скорее всего, подписан на нее. Ему помогут завести. В случае серьезной поломки загрузят на эвакуатор и увезут к дилеру. А сам хозяин вызовет такси и уедет, куда ему нужно. Где проблема? Нет ее.
Другое дело, если лишних денег нет. Да и самому не хочется выглядеть неумехой или белоручкой в глазах соседей или родных, может, самому неприятно чувствовать себя беспомощным, когда поднимаешь капот, глядишь туда и ничегошеньки не понимаешь. Или колесо спустило, а ты даже к такому пустяку не готов.
Короче, вот мой перечень, что всяко нужно уметь делать. И что для этого надо иметь в машине - тоже.
Для смены колеса
Домкрат, баллонный ключ, компрессор, пара перчаток, накачанная запаска (докатка), жидкий ключ и спрей-герметик для ремонта колес. Это все на случай, если спустило. Стояла долго машина, колеса "ослабли" - подкачай. Если в дороге пробил, но несильно - просто спреем отделаешься, он заливает герметик и дает давление, небольшое повреждение заклеит, до шиномонтажки нормально доедешь даже без установки запаски. Но если все серьезно, то запаску ставим.
А чтобы поставить ее - нужно знать, как это делается, где она лежит (висит) и как прикреплена, надо периодически ее откручивать, чтобы болты креплений не заржавели, и в дороге все прошло как по маслу. Да, и девочек это тоже касается, потому что на дорогах они боятся помощников еще больше чем поломок.
Для запуска двигателя
Отвертка, ключ на 10, провода для прикуривания, спрей-очиститель контактов, изолента, пусковое устройство.
Высадить аккумулятор - дело пустяковое, особенно сейчас, когда все эти карантины-удаленки не требуют ездить каждый день. Долгие стоянки, короткие поездки - вот вам и недостаточная зарядка. А если еще клеммы окислятся, то все - вместо шума запуска мотора услышите вялые подвывания. Или даже просто треск из-под капота.
Идеальный вариант - пусковое устройство. Их сейчас в продаже уйма. Если аккумулятор подсел, цепляем его провода к клеммам аккумулятора и заводим. Дело двух минут. А в дальних поездках можно еще как зарядное устройство для гаджетов использовать, вещь удобная.
Нет его - можно прикурить от другой машины. Но провода пусть будут свои. Хорошие: длинные, с крепкими "крокодилами" и с большим сечением, а не дешевая чушь из стандартных наборов автомобилиста.
Ключ на 10 - чтобы подтянуть, ослабить или снять клеммы аккумулятора. Отвертка - понятно. Если где-то греется контакт, искрит-дымит, можно кое-что и своими руками сделать. Почистить, поджать, закрепить и защитить изолентой. Но потом - к электрику с "прямыми" руками, чтобы не было всех этих времянок, "соплей", скруток и т. п. От такого машины иногда загораются.
Для контроля техжидкостей
Омывайка, тряпка, масло на долив
Когда настанут светлые времена электромобилей, техжидкостей в машине станет меньше. Но сейчас их несколько, и нормальный уровень каждой важен для безопасности.
- Масло моторное. Оно может вытечь или "угореть". Короче, если уровень его ниже нормы, мотор хуже смазывается, промывается, от чего гарантированно быстрее сломается. Не всегда при снижении уровня масла загорается на панели лампочка, в ряде моделей она может загораться не от снижения уровня, а от снижения давления масла. И вполне возможно, что уровень уже ниже min., мотор испытывает масляное "голодание" и даже работает шумнее, а водитель ничего не предпринимает. А нужно бы регулярно проверять уровень масла, если уходит - смотреть на протечки и подливать (аналогичное!) до нормы.
- Антифриз. Охлаждающая жидкость не дает мотору перегреться. Перегрев = капремонт. Так что смотрим уровень в расширительном бачке, но никогда не открываем крышку радиатора при горячем моторе! Если надо подлить, то лучше - дистиллированную воду, которая есть в любом автомобильном или на АЗС. И тут же показать мастеру, чтобы он нашел причину утечки.
- Тормозная. Тут вообще все просто, если говорить о важности. Уровень тормозной жидкости тоже нужно проверять по расширительному бачку. И раз в пару лет менять "тормозуху" на хорошей СТО, потому что эта жидкость любит втягивать в себя влагу, от чего со временем обязательно теряет свои свойства.
- Омывайка. Самое повседневное и элементарное. Хотя однажды помогал девушке на АЗС открыть канистру с незамерзайкой. Она не понимала, как поступить с вот этим втягивающимся горлышком. Воду вместо жижи (тем более - с кухонным средством) лить не нужно, от воды будет накипь, тонкие каналы форсунок такое не любят. Да и в жару может зацвести вода в бачке, загнить. Пусть будет ь в жиже хотя бы немного спирта, он лучше отмывает следы насекомых и не дает жизни гнили. Спрей или флакон с распылителем со стеклоомывайкой для боковых стекол и зеркал - совсем идеально.
Для замены ламп
Чем новее и дороже машина, тем труднее это сделать. Про светодиоды и говорить нечего. Но вообще замена обычных галогеновых ламп спереди или сзади - дело простое, можно своими руками во дворе или на даче. Можно и в мастерской попросить поменять, но до нее дольше ехать, просто времени жаль. Обычно для этого инструмент не требуется, но иногда отвертка сгодится. Ну и не трогайте лампу за стекло голыми руками.
Для всего вообще
- Пара разных отверток, нож, пассатижи, жгуты-стяжки - это на всякий пожарный.
- "Вэдеха" или подробное универсальное средство тоже лишним не будет.
- Тряпки, перчатки, спиртовой спрей-антисептик, им и руки можно оттереть.
- Буксировочный трос. Надеюсь, он вам никогда не пригодится.
Ну вот. Мне кажется, этого минимума для современного водителя вполне достаточно. А вы что думаете?