Найти тему
SlowToPick

Маразм крепчал, ленты тянулись. Сказ о современном кино про СССР. ч.3

Приветствую всех читателей Дзен на своём канале! Кто о чем, а вшивый о бане. Сегодня я продолжу тему современного кино на тему СССР. С начала 2000-х было снято столько всего, что мне страшно даже представить сколько всего мне ещё не довелось узнать про исчезнувшую державу, в которой мы все (или наши родственники) как-то умудрились выжить. Итак, приступим:

Постер к телесериалу «Зулейха открывает глаза»
Постер к телесериалу «Зулейха открывает глаза»

Нашумевший сериал 2020 года, премьера которого пришлась во время самоизоляции. Страна сидела дома, делать было нечего, а тут тебе свежая историческая драма по мотивам бестселлера 2015 года! И книга и сериал повествует о временах раскулачивания. Если коротко, вот что подразумевается под этим понятием, если не хотите читать - пролистайте чуть ниже:

Молодому государству СССР была необходима коллективизация (колхозы и совхозы), идея проста - часть сельхоз продукции распределялась бы между крестьянами (по их трудовому вкладу), а часть продавалась государству по твердым ценам. Последнему сопротивлялись зажиточные крестьяне, т.н. "кулаки", которые имели такое хозяйство, которым физически не смогли бы самостоятельно эффективно пользоваться (более 2-3 лошадей, множество инструментов, мельницы и т.п.). До коллективизации они закабаляли местных жителей, превращая тех в батраков. Например, у крестьянина не хватало сельхоз инвентаря - кулак предлагал взять у него в аренду под конские проценты (а куда деваться, продуктовых магазинов ещё нет). В случае невыплаты было два варианта: поступить к кулаку "наемным" работником практически на пожизненной основе, либо контактировать с местными "коллекторами", которые состоят на службе кулака. Кулаки отказывались вступать в колхозы, ведь их не только лишали возможности наживаться, устанавливая собственные цены, но и конфисковали их хозяйство в пользу колхоза (если была доказана их принадлежность к кулацкому классу). После этого кулаков выселяли в другие районы.

С первых же кадров сериала мы видим серый фильтр картинки, тягость и безысходность. Главную героиню, Зулейху, ни во что не ставят дома: муж бьет и относится чуть лучше, чем к домашней скотине, свекровь издевается, все её дети погибли после рождения. Но серый фильтр напоминаем нам, что страной руководят коммунисты, а значит скоро всё станет ещё хуже - так и получается.

Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

Те вообще никого не считают за людей, а в кулаков записывают всех, в том числе городских профессоров! Вы только представьте себе что должно было быть написано в деле последнего. Что у него в квартире обнаружилась пара мельниц и коров? Ведут себя красноармейцы так, будто это карикатура из комиксов: нарушают культурные традиции (сцена в мечети), насмехаются нам окружающими, убивают и бросают в ужасный колхоз всех, кого захотят. Ещё большевики любят выпить, куда же без этого.

Кадр из сериала. Куда же в антисоветском кино без Романа Модянова. Он ещё со времен «Штафбата» не выходит из образа истеричного сотрудника НКВД/офицера, который готов расстрелять кого угодно, или хотя бы отправить в лагеря
Кадр из сериала. Куда же в антисоветском кино без Романа Модянова. Он ещё со времен «Штафбата» не выходит из образа истеричного сотрудника НКВД/офицера, который готов расстрелять кого угодно, или хотя бы отправить в лагеря

Всех кого записали в кулаки гонят в нечеловеческих условиях, но при этом даже не знают куда и зачем. Треть эшелона погибает, трупы хоронят вдоль путей, а сама дорога занимает полгода. Наконец они прибывают в Сибирь, где перебираются на баржу и отправляются по Ангаре. Большую часть запирают под замок, а баржа (вот неожиданность) идет на дно. Спасти удается только Зулейху, остальные тонут. Кроме этого в живых осталось 2 десятка человек, которые не влезли в трюм баржи. Остатки эшелона высаживают на берегу Ангары, выдают минимум провианта, инструменты, а одному из главных героев сериала, Игнатову (большевику, приставленному к выжившим на должность коменданта), оставили бутылку горячительного и ящик патронов, чтобы мог охотиться или перестрелять всё "кулачье".

И это я рассказал только до середины, не углубляясь в детали. В общем, что у нас тут есть:

  • Большевики, которые ведут себя как фашисты;
  • Слова о кулаках есть, а кто это такие так и не было показано;
  • Противоречия самим себе: сначала большевики говорят, цитирую: "Половина перемрет по дороге - налегке поедем!", а затем критикуют высокую "убыль";
  • Чернуха;
  • Вранье таких масштабов, что легко можно написать отдельную статью;
  • Невнятный и рваный сценарий;

И ещё немного личного о первоисточнике. Книга Гузель Яхиной (как и писательница) появилась в 2015 г. из ниоткуда, но ТУТ ЖЕ умудрилась стать бестселлером литературы. Полки книжных магазинов были завалены, она красовалась на самых видных местах, о ней, как по команде, начали вещать все - от библиотекарей до литературных критиков. У меня сложилось стойкое впечатление, что её литературный дебют кто-то продвигал. Тем временем вот какие фразы красуются в романе: «Теперь же он целыми днями бродил по лесу, выставив вперед руку с заряженным револьвером и ища глазами съедобную мишень», «...сонно вздыхающие за тонкой занавеской гуси...», «...дневной свет ударяет в лицо, как лопата. Глаза взрываются красным за вмиг зажмуренными веками». За это ещё и литературную премию выдали. Там редакторы-то были?

Постер х/ф «Сталинград», 2013
Постер х/ф «Сталинград», 2013

Я никак не мог пропустить этот "шедевр" современного кинематографа. Фильм Федора Бондарчука «Сталинград» - это "лицо", флагман российского кино. Ещё тогда, в 2013 году прозвучала фраза, что спустя 10 лет этот фильм станет классикой, по которой и будут учить снимать кино. Фильм имел наивысшие кассовые сборы в России (в год выхода), что неудивительно - на фильм с таким громким названием точно пойдут.

Вот только ничего, кроме громкого названия «Сталинград» в фильме больше нет. Войны нет, нет той самой Сталинградской битвы, в ходе которой была уничтожена 6-я и 4-ая танковая армии вермахта, а Красная армия наконец-то перехватила инициативу и начала контрнаступление, которое закончилось взятием Берлина. Нет Дома Павлова, оборона которого продолжалась 58 дней небольшой группой, которая, по словам Маршала Василия Чуйкова, уничтожила больше фашистов, чем они потеряли при взятии Парижа. Нет соседнего Дома Заболотного. Нет ни завода «Баррикады», ни Мамаева Кургана, ни ЖД вокзала, ни Универмага, ни элеватора - за всё перечисленное шли ожесточенные бои, ключевые позиции переходили из рук в руки по нескольку раз в течение одного дня. И так на протяжении долгих 200 дней. Сталинград - это место, где «не выдерживали камни, а люди выдерживали», символ стойкости Красной армии, воплощение её духа к Победе. Не нужно сочинять какую-то историю, бери любую улицу Сталинграда, любой дом - война создала сотни историй.

«За этим домом - Индия! А в Индии...», ну, Вы помните.
«За этим домом - Индия! А в Индии...», ну, Вы помните.

Но Федор Бондарчук решил снять невнятный любовный водевиль, в котором обороне Сталинграда отводится ничтожная пара-тройка коротких батальных сцен, а остальное экранное время заполнено хороводом главных героев вокруг одной женщины - Кати. Та все ещё проживала в неназванном доме, куда и забрались красноармейцы. А в здании напротив проживала другая девушка - Маша, но к ней захаживали уже не красноармейцы, а немецкий капитан, ведь жительница дома была очень похожа на его умершую жену. Всё это звучит как бред, да и смотрится он точно так же. Назовите фильм «Разгром на районе» и ничего сценарно не поменяется.

Кадр из х/ф «Праздник», 2019
Кадр из х/ф «Праздник», 2019

А вот с этим фильмом история вышла любопытная. В своё время он поднял немалое количество споров о себе. Дело тут в чём: режиссёр Алексей Красовский, снявший до этого ряд фильмов, в том числе и «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли, решил снять светлую, новогоднюю комедию. На тему блокады Ленинграда. Какие-либо комментарии здесь излишни. Вся эта история дошла до Госдумы, где Красовского всячески обвиняли в том, что он надругается над памятью погибших соотечественников и города-героя. Ему грозили проблемами с прокатом, но, в конце концов, режиссер сам решил не обращаться за прокатным удостоверением, а фильм вышел на видеохостинге YouTube.

Казалось бы, всё очевидно - это просто провокация, чтобы привлечь к своей картине как можно больше внимания. Негативное оно или нет - это неважно. В основе сюжета лежит, как нетрудно догадаться, праздник - Новый год. Действие происходит в доме ученого, который разрабатывает бактериологическое оружие. По причине последнего он получает спецобеспечение (усиленный паёк), отчего семья не голодает. У этого ученого есть жена, сын, дочь, а также не появляющаяся в кадре бабушка. Начинается всё с того, что у семьи накануне праздника забрали кухарку, а хозяйка не умеет готовить курицу. Затем сын приводит в дом голодную девушку, а дочь - мужчину, якобы её жениха. Смеяться тут, в основном, предлагается над попытками семьи скрыть своё положение перед гостями.

Сразу скажу - шуток в фильме мало, и все они не смешные. В духе: «Мне не нравится твои выражения про партию! Потому что это жульё...(персонаж оговорился) это жильё нам дала партия!». Блокадного Ленинграда тут, разумеется, нет - действие происходит в одном доме, героев всего шестеро, если не считать бабушку. А ещё вот этот серо-коричневый фильтр также добавляет "веселья и новогоднего настроения".

Не менее любопытен и сам замысел картины. Режиссер нацелился на высмеивание конфликта между богатыми, которые вынуждены скрывать своё богатство, и бедными. Да-да, вы всё правильно поняли. Для высмеивания классового неравенства он выбрал блокадный Ленинград, где проживает семья ученого, который выполняет важное правительственное задание в ходе войны.

На одном из интервью ему задали резонный вопрос - почему бы не перенести действие, скажем, на рублевку? Внятного ответа режиссёр так и не дал. Сам фильм, на мой взгляд, оказался до смерти скучным. Если бы вокруг него не поднялся скандал, то большинство его бы и не заметило.

Тем не менее, даже в этом случае имеет место откровенное паразитирование на историческом прошлом, а также вполне конкретная позиция режиссёра. Он всерьез верит в миф о том, что Андрею Жданову, члену Военного совета, который находился в городе от начала и до конца блокады, подвозили вагоны пирожных и этим он объедал весь город.

А на этом у меня пока всё! Благодарю Вас за внимание! Если не трудно - ставьте лайки и подписывайтесь! для Вас это всего 2 клика, а для меня огромный стимул продолжать вести данный канал!