Найти тему
ВИРА ЯКОРЬ!

Дневники моряка. ЭПРОН. Часть заключительная

Морской буксир "Подводник"
Морской буксир "Подводник"

ГЛАВА 19. ЭПИЛОГ

Но вернёмся ненадолго в солнечную Сергеевку.

Решив вопрос регулярного питания моряков, мы ещё некоторое время работали на объекте полым экипажем. Когда освоились со спецификой объекта и более-менее узнали местные условия, я отпустил часть экипажа и старпома Васю Пишоху в Сочи. Через полтора месяца они должны были вернуться и сменить нас на пароходе.

Я вспоминаю эти месяцы как самые счастливые за время работы на море. Штормов почти никаких, курортное лето, начальство далеко, никаких катастроф. А главное, повторюсь — начальство далеко. Пришлось правда аварийно снять один пароход с мели в устье лимана около Затоки. Да ещё спасти болгарскую парусную яхту, которая попала в сильное беспорядочное волнение, никак не могла зайти в Днестровский лиман и была, в общем-то, на грани. Но это так, между прочим. А в целом, я отдыхал душой. Экипаж сработался, все ребята как на подбор. Так бы всю жизнь и работал на этом буксире в этом райском месте.

Но счастье, как известно, не бывает длительным. Особенно у моряков.

В назначенный день приехал мой старпом с моряками. Я со своей сменой стал собираться в Сочи на отдых. И тут Вася Пишоха, прибывший мне на смену из Сочи, сообщил тревожную новость: среди моряков отряда ходят нездоровые слухи о том, что Борис Иванович Штанько, наш новый начальник отряда (Хисамутдинов ушёл на пенсию) хочет предложить мне должность начальника флота. Якобы кто-то слышал, как он звонил в Москву в Управление ЭПРОНа и обговаривал моё возможное назначение на эту должность. Среди определённой части капитанов и механиков уже началась тихая паника.

Меня это известие встревожило. Дело в том, что мне было 38 лет, и последние 20 лет из них я провёл в море и в казарме. То есть, имелось полное отсутствие кабинетных навыков.

Хотя, если быть до конца откровенным, такой опыт, и притом отрицательный, всё-таки был, когда я два страшных года проработал в райкоме партии.

Перед отъездом в Сочи я посоветовался с моими моряками на «Гидротехнике» на тему того, как они смотрят на моё возможное назначение. Стармех Валера Старун и старпом Вася Пишоха посоветовали мне согласится. Пишоха прямо так и сказал:

— Володя, соглашайся. Надоел всем нам этот бардак на флоте. Принимают на работу всяких придурков. Ты, может быть, порядок наведёшь. И вообще, уже невозможно работать, когда моряками пытаются командовать сухопутные недоучки. К тому же, вы со Старуном удачно разработали и добились внедрения двухэкипажного метода. Моряки вздохнули свободно, можно на берегу между вахтами нормально отдыхать. Настоящие моряки тебя поддержат. А ненастоящих гони в шею!

Жалко было оставлять пароход. Так хорошо на нём работалось. В этот момент мне даже взгруснулось, не хотелось расставаться с капитанским мостиком.

Но к тому времени возникло ещё одно важное обстоятельство: у меня родился второй сын Мишка. (Который, кстати, редактирует теперь мои книги.) Мне хотелось быть поближе к нему. Первого сына Алексея после его рождения я, случалось, не видел многие месяцы. Не хотелось бы такого повторения. Кроме того, тогда по своей неопытности я ещё надеялся, что второй ребёнок поможет восстановить отношения в семье. Этого, конечно, не случилось. Долгие годы расставаний и разлуки сделали своё дело.

По прибытии в Сочи мне позвонил домой наш новый начальник отряда Борис Иванович Штанько и попросил приехать в отряд, мол, есть разговор. Он состоялся на пляже около речки Кудепста. Погода стояла солнечная, море штилевое. Борис Иванович специально ушёл из кабинета, чтобы никто не мешал нам спокойно поговорить.

— Володя, ты, наверное, уже знаешь, о чём будет идти речь?

— Догадываюсь Борис Иванович. Моряки мне кое-что сообщили.

— Да, нужен настоящий начальник флота. Такой как Николаев. Ты же видишь, что на флоте творится! Я кое с кем посоветовался в Управлении. Там в Москве мне так сказали: ставьте Егорова начальником флота. С полгода назад мы по просьбе Управления подводно-технических работ, после внедрения вашего со Старуном двухэкипажного метода, представляли твою кандидатуру на награждение орденом Трудового Красного Знамени. Но наш райком партии твою кандидатуру не утвердил. Замахали руками и закричали: нет, нет и ещё раз нет! Кто угодно, только не Егоров! Ты знал об этом?

— Да, слышал. Мне райкомовские товарищи что-то говорили такое. Ещё бы! Я своим увольнением им в душу плюнул! Но вообще я рад, что обошлось без ордена.

— Рад? Почему?

— Да представляете, Борис Иванович, это мне пришлось бы на всех профсоюзных собраниях до конца жизни в президиуме сидеть! А я этого терпеть не могу.

Борис Иванович рассмеялся:

— Ну, ты и без ордена хорошо смотришься! Давай мы вместо Красного Знамени тебя начальником флота назначим!

— А вы думаете это можно считать за награду? Но если серьёзно, то давайте сначала обговорим условия. Может вы ещё не согласитесь. Я ведь по-своему вижу, как руководить моряками. Вам это может не подойти… А что на это, опять же, скажет райком партии?

— Им уже не до тебя. Им теперь о себе подумать надо.

И я сказал свои условия: в Отдел Флота (по штатному расписанию 7 человек) я сам подбираю людей. Никто, кроме начальника отряда, не отдаёт мне распоряжений. Всё, что касается безопасности мореплавания, решаю только я или (в мое отсутствие) капитан-наставник. Всех негодных к нашей работе командиров я убираю с флота. Новых специалистов принимаем в отряд только после того, как я дам согласие. И ещё в отделе нужна машина и штатный водитель.

Борис Иванович со всеми моими условиями согласился.

Так с мостика морского буксира я неожиданно пересел в кабинет начальника флота. И проработал там с 1986 до 1990 года. Там тоже было много интересного. В девяностом году, с лёгкой подачи Горбачёва, в стране начался всеобщий развал и расхищение государственной собственности. Я в этом участвовать не захотел и уволился из отряда. Начал, так сказать, жизнь с нуля. И не жалею об этом.

В двух словах о судьбе пароходов, которые упоминались в этой книге. «Сабир» погиб в Анапе, как уже говорилось. Плавкран ПК-801 («Резвый-1») я сам отбуксировал «Подводником» в 87-м году в Грецию в порт Пирей, где он до сего времени работает на разделочной верфи. СС"Черноморец» был продан в девяностых годах частной фирме, использовался для перевозки грузов из Турции в Крым и погиб во время сильного шторма со всем экипажем. «Туркмен» в тех же девяностых продали в Турцию, где он работал на судоремонтном заводе в Стамбуле. «Гидротехник» продали в какую-то контору в Новороссийске, где его переименовали в «Капитана Линцова», его уже списали. ВМ-73 и РВК"Дагомыс» отслужили своё и порезаны на металлолом. Только буксир «Подводник» в одиночестве бороздит воды Чёрного моря.

Потом ещё много было у меня приключений в жизни: была собственная компания со своим пароходами, снова побывал в Средиземном море, во многих портах Европы, поработал в Африке, строил Имеретинский порт, первым в составе компании ГТ «Инспект» начинал работы по разведке трассы Крымского моста и строил его. И многое другое было…

Но это уже другие истории.

Январь 2021 года. Сочи, село Красная Воля.