Найти тему

Первые Ил-76 для тренировки космонавтов

Приветствую вас на своём канале!

Одной из основных и сложных задач при подготовке космонавтов к работе в космосе, является имитация невесомости. Одним из решений данной проблемы стало создание специальных самолётов.

Первым таким самолётом в 1961 году стал Ту-104АК. Но малый объём его фюзеляжа ограничивал проводимые эксперименты. Количество же пилотируемых полётов постоянно возрастала, повышалась сложность полётов. В это время и вспомнили о широком фюзеляже транспортного самолёта Ил-76.

В 1970 году в ОКБ Ильюшина были присланы технические требования к самолёту для подготовки космонавтов. И с лета 1972 года в ОКБ начались работы по созданию на базе Ил-76 модификации самолета, для подготовки космонавтов и испытании оборудования в условиях невесомости.

Первый Ил-76КТ поднялся в воздух 2 августа 1981 года управлял им экипаж во главе с лётчиком-испытателем и будущем Героем Советского Союза (1990) Станиславом Григорьевичем Близнюком. В последующем С.Г.Близнюк провел всю программу лётных испытаний, включая отработку методики создания максимальной по времени "невесомости" на борту самолёта.

В грузовой кабине самолёта располагаются рабочие места испытателей. Пол покрыт мягкими матами, а стены и потолок мягким материалом. Имеются дополнительное освещение и боковые поручни. Так же возможна установка макета спускаемого аппарата и другой аппаратуры.

Невесомость в Ил-76 реализуется по "параболе Кеплера". После крутого набора высоты с 6.5 км до 9.5 км. При достижении угла кабрирования (около 50º), самолёт резко переводится в пикирование под углом около 40º. В верхней части "параболы" на 20-22 секунде возникает невесомость, во время которой космонавтов отрабатывают свою программу.

-2

После перехода в горизонтальный полёт самолёту необходимо примерно 3-5 минут для разворота и зарядки аккумуляторов. В среднем, Ил-76 за полуторачасовой полёт выполняет до десяти "парабол". За 10–12 таких полетов космонавты обучаются основным навыкам работы в невесомости.

Всё что осталось от первого Ил-76КТ  СССР-86638, Пермь (2019). Фото: Евгений Лебедев
Всё что осталось от первого Ил-76КТ СССР-86638, Пермь (2019). Фото: Евгений Лебедев

За всё время подготовки космонавтов на самолётах Ил-76КТ и 76МДК было подготовлено к работе в невесомости более ста советских и зарубежных космонавтов.

Z-WTV (СССР-86723), Шарджа (21.01.2005). Фото: Eddy
Z-WTV (СССР-86723), Шарджа (21.01.2005). Фото: Eddy

Всего было построено три самолета Ил-76КТ (СССР-86638, СССР-86723, СССР-86729). Первый построенный Ил-76КТ СССР-86638 выполнил свой последний полёт 14 декабря 1988 года. Затем был передан в Пермское ВАТУ, в 2001 году самолёт был утилизирован. Ил-76КТ СССР-86723 летал в грузовых авиакомпаниях Африки. Последней его авиакомпанией была зимбабвийская Avient Aviation. Его следы теряются после этой авиакомпании и скорее всего он уже порезан. Третий борт СССР-86729 летал в авиакомпании Aero Service (Конго). 30 ноября 2012 года при заходе на посадку в штормовых условиях в аэропорту Браззавиль, оказался ниже глиссады, столкнулся с деревом за 1080 метров до ВПП и разрушился.

ЕК-76300 (СССР-86729), Поинт-Нуар (17.10.2012). Фото: Виталий Владимирович
ЕК-76300 (СССР-86729), Поинт-Нуар (17.10.2012). Фото: Виталий Владимирович

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!