Вашингтон и Берлин договорились о судьбе газопровода «Северный поток – 2», по которому из России в Германию будет поступать 55 млрд кубометров «голубого золота» в год. США ограничат применение ранее введенных санкций против оператора проекта Nord Stream 2 AG и других компаний, участвующих в строительстве. ФРГ в ответ «обязуется использовать все возможные рычаги давления, чтобы способствовать продлению сроком до 10 лет договоренности о транзите газа через Украину».
«Это катастрофа!» – возмутился сенатор-республиканец Тед Круз, после того как узнал, что президент-демократ Джо Байден отступился от попыток торпедировать проект газопровода «Северный поток – 2» («СП-2»). Он напомнил, что Дональд Трамп сделал все возможное и невозможное, чтобы сорвать это строительство.
Катастрофа на Потомаке
Всего было предпринято четыре санкционные атаки (и это только официально). Первая, в декабре 2019 года, увенчалась временным успехом США. Были наложены рестрикции на суда, укладывавшие трубы по дну Балтийского моря. Швейцарская компания Allsees тут же убрала из акватории свои корабли. Проект встал на 1,5 года, пока в дело не были введены российские трубоукладчики «Фортуна» и «Академик Черский». В декабре 2020-го и в январе 2021-го были озвучены санкции против европейских компаний, которые могли бы провести сертификацию и страхование. Но и это еще не все.
Трудно, например, представить, чтобы Дания так долго затягивала выдачу разрешения на прокладку труб в своей особой экономической зоне без влияния со стороны администрации Трампа. Отмашку из Копенгагена Nord Stream 2 AG получил лишь после 2 лет мучительных согласований.
Администрация Байдена также успела отметиться на этом фронте. Но выстрелы были холостыми – угрозы в адрес российских юрлиц и физлиц. Оператора «СП-2» Nord Stream и его главу Матиаса Варнига трогать так и не стали. И вообще уже в апреле новый президент США заговорил о необходимости как-то договориться с Берлином о завершении этого проекта.
Для Германии этот трубопровод имеет принципиальное значение. Немецкие энергокомпании Uniper и Wintershall Dea наряду с австрийской OMV, французской ENGIE и англо-голландской Shell являются инвесторами газового проекта, вложив него более 4 млрд евро. В случае срыва строительства они понесут серьезные финансовые (а главное – репутационные) потери. Последнее угрожало и правительству Ангелы Меркель. Что было особенно несвоевременно накануне сентябрьских выборов в бундестаг, на которых есть шанс победить у «зеленых» (хотя в последнее время они и теряют поддержку). Эта партия остается принципиальным противником «СП-2».
Наконец, немецкая энергетика нуждается в дополнительных поставках газа. В 2023 году в Германии закрывают последнюю АЭС. А Нидерланды, один из экспортеров газа в другие страны ЕС, прекращают добычу на Гронингенском месторождении, пока обеспечивающем 23 млрд кубов ежегодно. Альтернативная энергетика в Германии уже покрывает почти 40% общенациональных потребностей. Но, помимо необходимости закрыть ядерную и голландскую дыры, Берлину придется сокращать слишком большую долю (более 30%) угольной энергетики. Для чего до 2030 года потребуется ежегодно увеличивать закупки природного газа до 40–50 млрд кубометров.
Взять их негде, кроме как у «Газпрома». Норвежские месторождения на грани исчерпания. При этом датское правительство запретило прокладку газопровода Baltic Pipe по своей территории из Норвегии в Польшу. Поставки сланцевого СПГ из США также не могут закрыть все европейские потребности. К тому же в Германии до сих пор не построили новые морские терминалы.
Следует учитывать и цены. Трубный газ дешевле СПГ. Тем более если он качается по балтийским трубопроводам. Маршрут короче на 2000 км по сравнению с украинским. Есть и экологический эффект, на который так сильно обращают внимание в ЕС. На более коротких экспортных маршрутах меньше компрессорных станций, а значит, выделяется и меньше CO2.
Джо Байдену, несмотря на то что он называет «СП-2» «плохим проектом» из-за увеличения энергетической зависимости ЕС от России, также стало невыгодно тормозить проект. Он отметил, что трубопровод готов на 99%. Первая нитка полностью сварена и уже тестируется, вторая заработает в сентябре. Давить поздно. Отступить же в споре с Германией было просто необходимо, чтобы не вредить восстановлению союзнических связей в НАТО, подорванных предшественником.
Так что не стоит удивляться дальнейшему. Байден в ходе переговоров с Меркель в Вашингтоне 12 июля обещал прекратить санкционную войну против «СП-2». 21 июля была опубликована соответствующая декларация. Достижение трансатлантического компромисса канцлер Германии назвала «хорошим шагом» вперед, хотя всех разногласий убрать и не удалось. Но у любого компромисса есть цена. Иногда очень высокая. В случае с «СП-2», впрочем, в Вашингтоне решили, что за все послабления заплатит Москва. А Берлин проследит.
10 лет без права пересмотра
В вашингтонской декларации подчеркивается: «Мы обязуемся сотрудничать в рамках недавно созданного диалога высокого уровня между США и ЕС по России, а также по двусторонним каналам, чтобы обеспечить готовность Соединенных Штатов и ЕС иметь соответствующие инструменты и механизмы для совместного реагирования на российскую агрессию и деструктивную деятельность, в том числе на российские подходы к использованию энергии в качестве оружия». Если перевести с дипломатического языка на деловой, то получится, что бремя санкционной войны с плеч Байдена переносится на голову нового немецкого канцлера, имя которого станет известно в сентябре.
Конечно, это не выбор Берлина. И любое немецкое правительство может не согласиться с американской администрацией по вопросу о газовом оружии Москвы. Так что этот пассаж можно считать отпиской. Но в декларации есть и более жесткое обязательство Германии: обеспечить любой ценой подписание нового (на этот раз 10-летнего) транзитного соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» сроком действия с 2025 года (когда закончится сегодняшний договор) до 2034-го.
Дабы в Москве не замотали переговоры, Ангела Меркель обещала назначить своего спецпредставителя, который призван обеспечить начало консультаций уже 1 сентября этого года. Для того чтобы объясниться, она позвонила 22 июля Владимиру Путину.
Пилюлю она подсластила словами об обязанности Киева соблюдать Минские соглашения. Российский президент, МИД и «Газпром» спорить не стали. Хотя пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков и съерничал: «Без меня меня женили». Но глава газовой монополии Алексей Миллер участие немцев в переговорах с украинцами поддержал с учетом того факта, что в ЕС вовсю идет декарбонизация. Да и украинские партнеры не будут при немцах требовать невыполнимых обязательств со стороны Москвы.
Главное то, что транзит через Украину и после завершения соглашения 2020–2024 гг. нужен «Газпрому». Но, как предупредил Миллер, на рыночных условиях и по рыночным ценам. Как уже говорилось, «Газпрому», может быть, удастся ежегодно поставлять в ЕС дополнительно к текущим 200 млрд кубов еще до 50 млрд. Так как «Северному потоку – 3» уже явно не быть (а были и такие планы), ему придется продолжить использование украинской ГТС.
Однако «Газпром» не пойдет на сохранение нынешнего кабального условия – принципа «качай или плати». То есть, если даже российская сторона не может прокачать оговоренный объем газа, плата вносится и за пустую трубу. В прошлом году, например, транзит должен был достигнуть 65 млрд кубов. В итоге из-за коронавирусного кризиса и теплой зимы получилось 55,8 млрд. Но $500 млн заплатили за воздух. В целом же «Нафтогаз» в 2020 году заработал $3 млрд. Правда, с 2021 по 2024 год договорились о прокачке не менее 40 млрд кубов за $2 млрд. Но ведь в дальнейшем и такие объемы могут оказаться излишними.
Заставить «Газпром» тянуть эту лямку до 2034 года непросто. В конце 2019-го, когда шли переговоры о продлении транзита, «Нафтогазу» удалось выкрутить руки «Газпрому» по причине остановки строительства «СП-2». Но через несколько месяцев трубопровод начнет функционировать. И на условия Киева Москва уже не пойдет. В том числе и по ценам. Украинский транзит обходится в 3 раза дороже, чем по балтийским трубопроводам.
Ситуацию усложнила и Генпрокуратура РФ. 22 июля был подан иск в ЕСПЧ против Украины, нарушившей за последние 7 лет, по мнению российских прокуроров, права человека и свободы на своей территории и территории России. Разбирательство будет, конечно, долгим. И, скорее всего, оно бесперспективно с чисто судебной точки зрения. Но лишний рычаг в газовых переговорах появится. К тому же к удовлетворяющим «Газпром» рыночным условиям транзита перешла Польша. По ее части трубопровода Ямал – Западная Европа (36 млрд кубов ежегодно) прокачка российского газа проводится с прошлого года по итогам аукционных торгов. Выходит дешевле и надежнее.
Киев надеется еще побороться против «СП-2». Но с 2024 года без украинского транзита российского газа в принципе можно и обойтись. На Запад и так можно будет качать не менее 200 млрд кубов в год. Санкционное давление в таких условиях будет уже бессильно.