По мере постепенного завершения строительства «Северного потока – 2» («СП-2») привычные акценты обсуждения проекта уступают свое место новым темам. Это закономерно, ведь проблемы требовали постепенного решения.
Сначала нужно было физически уложить трубу, сумев организовать работу трубоукладчиков в условиях санкций, а также решить проблемы с сертификаторами и страховщиками, которых американцы всеми силами пытались отогнать от российского проекта.
Теперь же будут решаться вопросы, прежде всего связанные с адаптацией «СП-2» под антимонопольное право ЕС. Не исключены и новые санкции, сама вероятность которых была декларирована на переговорах глав США и ФРГ.
Пока складывается ощущение, что обещание ввести санкции или иные ограничительные меры против «СП-2» в случае каких-то «неправильных» действий России в отношении Украины – это либо просто декларация, либо вообще блеф. Эскалация санкционного давления на «Газпром» неизбежно приведет к недовольству зависящей от него Европы (на это и был российский расчет, который полностью оправдался). Для американцев невозможно вести полноценную газовую войну против России, не затрагивая при этом интересы Европы. Поэтому санкции против «СП-2» провалились, так же как и санкции времен холодной войны против газопровода Уренгой – Помары – Ужгород (фактически это нынешняя украинская ГТС). По иронии судьбы теперь американцы через санкции против «СП-2» пытаются помочь маршруту через Ужгород сохранить статус как крупной артерии для транспортировки голубоготоплива.
Но шансов искусственно продлить жизнь украинской ГТС через угрозы санкций в отношении России (а не через кооперацию с ней)практически нет. Без гарантий долговременной загрузки украинской ГТС (или хотя бы отдельных выделенных газопроводных ниток) российским газом никакие иностранные инвесторы в нее не придут. Для бизнеса бессмысленно вкладывать деньги в инфраструктуру, которая не будет заполнена, чтобы по этому поводу ни обещали Меркель и Байден. Столь же нереалистично ждать создания в Германии жесткого механизма по отключению «СП-2», ведь возникнет необходимость для Правительства ФРГ компенсировать убытки компаний, вложившихся в него и сухопутную инфраструктуру, продолжающую этот подводный газопровод. Хоть для «зеленого», хоть для какого угодно немецкого правительства найти миллиарды евро на подобную компенсацию будет непросто, в том числе с точки зрения сохранения своей популярности в стране. Поэтому Украине было бы рационально думать не о том, как «западные санкции не дадут работать “СП-2”», а о том, как предложить России условия транзита лучше, чем через Польшу по «Ямал – Европе». И вот если она будет готова отбирать транзит у Польши, тогда какие-то шансы у украинской ГТС еще сохранятся.