Отношения между президентом Венгрии Виктором Орбаном и другими европейскими лидерами, похоже, достигли апогея. В течение многих лет Орбан проводил правую политическую линию, которая часто противоречила основным ценностям ЕС. Его последним шагом стало введение «закона о защите детей», который запрещает знакомить со специфической информацией лиц младше 18 лет, что рассматривается как пропаганда гомосексуализма. Закон распространяется на все продукты, рекламу и медиа-контент, изображающие гомосексуалистов или трансгендеров, а также образовательные программы на тему ЛГБТ, если они даже только упоминают о существовании геев и трансгендеров. Закон этот является последним в ряду попыток приструнить ЛГБТК в этой европейской стране, которая чтит христианские ценности больше континентальных.
Это в некотором роде похоже на раздел 28 закона Маргарет Тэтчер, запрещавшего муниципальным советам и школам Великобритании «продвигать обучение приемлемости гомосексуализма как предполагаемых семейных отношений». Хотя закон встретил сопротивление сразу после его введения, раздел 28 не был полностью отменен до 2003 года, когда консервативная партия даже принесла извинения за его введение.
Европейский парламент рассматривает венгерский закон как часть постепенного отказа от основных прав в Венгрии - спонсируемой государством ЛГБТ-фобии, нарушающей права человека, как части более широкой политической программы по разрушению демократии и верховенства закона. Европейская комиссия также подчеркнула, что «равенство и уважение достоинства и прав человека являются основными ценностями ЕС, закрепленными в статье 2 Договора о ЕС», и начала процедуры ограничения прав Венгрии.
Государства-члены ЕС также призвали к более решительным действиям. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что закон сигнализирует о том, что «Венгрии больше нет места в ЕС», а министр иностранных дел Люксембурга призвал провести референдум о том, следует ли разрешить Венгрии оставаться членом ЕС.
Но смог ли бы всё же ЕС изгнать Венгрию, если бы захотел?
Прекращение членства в международных организациях встречается нечасто. Если мы посмотрим на ООН, крупнейшую и наиболее амбициозную попытку объединить государства в одну международную организацию, то увидим, что, хотя присоединиться к ней не всегда легко, исключить члена ООН определенно гораздо труднее.
Прошлые прецеденты
В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН решила заменить представителей Тайваня на представителей КНР. Это произошло потому, что Китай Мао на материке, а не Тайвань был теперь признан государством-членом ООН. Этот шаг означал, что Тайвань был фактически исключен из организации.
Другой редкий пример, когда Генеральная Ассамблея постановила, что Союзная Республика Югославия (СРЮ), которая к тому времени состояла только из Сербии и Черногории, а не из остальных бывших югославских республик, отделившихся от Югославии, не могла автоматически наследовать членство Югославии и необходимо подать заявку на членство. Фактически ООН изгнала Югославию, а восемь лет спустя приняла СРЮ в качестве нового государства-члена.
Ключевое различие между случаями Тайваня, СРЮ и Венгрии состоит в том, что членство в ООН в основном зависит от того, является ли член миролюбивым государством, в то время как ЕС имеет несколько более сложные критерии. Вот почему есть много государств, которые не являются членами ЕС, но не так много признанных государств, которые не являются членами ООН.
Членство Тайваня и СРЮ в ООН было фактически прекращено, поскольку они больше не считались государствами. Другое дело Венгрия. Никто не оспаривает существование Венгрии как государства. Проблема в том, как Венгрия соблюдает свои обязательства по членству в ЕС под руководством Орбана.
Более распространенной реакцией на подобные ситуации является отстранение от участия в деятельности организации, а не исключение из неё .
Во время апартеида многие международные организации отстранили Южную Африку от участия в их делах. Точно так же Организация американских государств приостановила деятельность Кубы с 1962 по 2009 год и Гондураса с 2009 по 2011 год, потому что их правительства, по мнению ОАГ, нарушали приверженность Межамериканской демократической хартии и демократическим институтам.
Греция также была исключена из Совета Европы во время фашистской диктатуры «чёрных полковников» в конце 1960-х - начале 1970-х годов, а Сирию исключили из Лиги арабских государств с 2011 года и Организации исламского сотрудничества с 2012 года.
Разве такого не были раньше?
Правила договора по статье 7 ЕС позволяют ему приостанавливать право голоса членов, «если страна серьезно и упорно нарушает принципы, на которых основан ЕС». Эффекты от этого не слишком отличаются от того, что делали другие международные организации в прошлом.
Однако этот механизм никогда не использовался, и его будет нелегко привести в действие. Ранее предпринимались попытки использовать статью 7 для приостановления права голоса Венгрии в связи с её обращением с беженцами и мигрантами, но они потерпели неудачу.
Однако сейчас этот механизм может быть единственной адекватной реакцией на действия Венгрии.
На данный момент у ЕС нет четкого способа изгнать своего члена. Международные организации не часто исключают своих членов. Вместо этого могут быть более целесообразны временные меры, такие как приостановление права голоса Венгрии в ЕС или лишение ее других привилегий.
Если свобода, демократия, уважение прав человека, основных свобод и верховенства закона являются обязанностью членов ЕС, не должно ли их игнорирование иметь последствия, задаются вопросом и в Брюсселе, и в столицах большинства (но, что характерно, не всех!) стран-членов Евросоюза. Но пока в этих вопросах чувствуется больше растерянности, чем решимости. Это объясняется тем, что ЕС еще не отошёл от Брексита, а на горизонте уже маячат другие «экситы». Это пугающе свидетельствует о том, что Евросоюз может начать лишаться своих членов и без всякого своего участия. А попытки вытолкнуть из ЕС Венгрию (а за ней и так же фрондирующую Польшу) лишь ещё больше раскачают и без того уже давшую течь европейскую лодку, поскольку лишь стимулируют центробежные силы.