Срочную службу по призыву я служил в Военно Морском Флоте СССР. Три года и 1 месяц. Да, тогда были такие сроки службы. Служил я сигнальщиком на малом противолодочном корабле (МПК, проекта 1124, типа"Альбатрос"). Сигнальщик - это тот матрос, который с биноклем в руках всматривается в безбрежную морскую даль, поднимает на реях разноцветные флаги и различные фигуры, семафорит флажками и моргает специальным фонарем морзянку.
"Сплошная романтика", - скажете вы. И будете не правы по двум причинам. Первая - вся романтика морского дела заканчивается тогда когда ты делаешь шаг с берега на борт судна и начинается тяжелейшая работа в труднейших условиях. А вторая - я ни когда не хотел СТАТЬ моряком. Меня ПРИЗВАЛИ, отдать почетный долг своей родине. Собственно я, никогда не отказывался (кто б меня спрашивал?) от срочной службы. Это было не избежно так как я на вступительных экзаменах в один престижный институт "завалил" письменную математику и скромно дожидался, работая на заводе, когда ж меня призовут в армию. Но в этом то и дело, что в АРМИЮ. Я был достаточно крепок телом, ещё в 10-м классе совершил несколько прыжков с парашютом, увлекался спортивной стрельбой из винтовки. И только одно сомнение иногда не давало мне покоя - Афганистан. Война была в разгаре. Отслуживших там мы считали героями. Но когда я узнал о гибели учившегося в нашей школе выпускника, в мою голову закрадывались мысли, типа: "Ну ладно я, если убьют... Но как это переживет мама. А у бабушки, вообще, больное сердце...". Как вы понимаете они меня растили и доставлять им горе очень не хотелось.
Но в этом отношении всё сложилось относительно благополучно. Меня призвали в Военно Морской Флот. Немного было обидно, что все мои друзья будут служить по два года а я загремел на три. Но не это было главное. Главным было то, что меня всю жизнь, с самого детства, ужасно УКАЧИВАЛО. Будучи совсем маленьким я не мог кататься на карусели. Мне были противопоказаны качели. Когда мне было лет пять я вырвал прямо в троллейбусе проехав всего 3 остановки. Конечно, взрослея, я научился терпеть, некоторое время. И если время в поездке было не большим и в автобусе не сильно пахло соляркой я мог доехать до пионерского лагеря. К 13 годам я стал нормально переносить поездки на поезде. А перед окончанием школы я даже совершил вместе со всеми одноклассниками туристическую поездку на автобусе. Благо он каждые несколько часов делал остановки, в том числе на туалет. Когда я проходил призывную мед. комиссию меня зачислили в группу «А» (здоров без ограничений). На областном сборном пункте я, случайно, увидел папку со своим личным делом. На ней крупными буквами было написано МОРСКАЯ ПЕХОТА. Я практически успокоившись (В Афган морпехов по призыву не отправляли. Только сверхсрочников.) ждал себе офицера "покупателя" в надежде выведать у него куда нас повезут и сообщить об этом матери, которая (вместе с сотней-другой родственников остальных призывников ждала перед запертыми воротами сборного пункта. Как говориться: "У моря погоды". И вот этот момент настал. Странного вида офицер одетый в армейскую форму но почему-то с флотскими погонами и парочка сержантов/старшин с непонятными погонами (у одного на морпеховской форме были нашиты красные погоны с буквой Ф а другой был в обычной морской форме) окончательно запутали всех кого называли пофамильно и отправляли в автобус. И уже только сидя в автобусе я узнал что нас сначала везут в Москву а уже там будут распределять окончательно. Попрощавшись с матерью на вокзале (родственникам сообщили что выезжающие автобусы едут на вокзал к московскому поезду) я начал постигать все тяготы и заботы воинской службы. Почти в полной прострации в течении ночи я был доставлен в Москву, опять посажен в автобус, привезён в какое то место и уже в полуобморочном состоянии снова проходил медкомиссию. Третью за двое суток. А потом в трусах сидел в коридоре перед, какой то огромной дверью и ждал своей алфавитной очереди для того чтоб меня туда вызвали. Вот тогда то я и узнал, что там заседает ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ. Которая, в составе трёх человек, руководствуясь моим внешним видом и поочерёдным просмотром папки с моим личным делом выносит мне окончательный ВЕРДИКТ.
Вердиктов было всего три.
1) Годен. Форма одежды армейская. Срок службы 2 года. Это те, кто ходит в армейской форме но с морскими погонами - Батальон сопровождения воинских грузов. Подчинения ВМФ (бывают и других родов войск).
2) Годен. Форма одежды флотская. Срок службы 2 года. Это морпехи с красными погонами но буквой Ф на погонах рядового состава - Батальон охраны Главного Штаба ВМФ.
3) Годен. Форма одежды флотская. Срок службы 3 года. Тут всё понятно. Обычная матросня.
На кой ляд мы в Москве и где тут корабли пока было не ясно. Только на утро, когда нас повезли на склады выдавать обмундирование мы узнали что все те кто "попал" на три года оказались в "Учебке сигнальщиков Дважды Краснознамённого Балтийского флота". Именно так и ни как иначе. Не знаю как сейчас, а в то время, все сигнальщики на Балтийском флоте были из одной, московской, учебной части.
Об "учебке" рассказывать пока не буду. Ничего необычного. Армейские, как я понимаю, порядки. И кроме реальной учебы по 6 часов в день за партой, с обучением по военно-учетной специальности (ВУС) "Зрительная связь и кораблевождение надводного корабля" а так же теоретических знаний по морскому делу. Всё как у всех. Но речь не об этом.
Должен признаться, что за всеми этими перипетиями, я и не вспоминал о своем детском недуге - слабом вестибулярном аппарате. Смирившись (а куда денешься) со сроком службы я, как мог, тянул свою лямку. Мог видно не плохо, так как был к окончанию учебки жив-здоров и даже удачно сдал экзамен на 3 класс. Сдали не все (но это не помешало отправить всех на корабли к постоянному несению службы.), как выяснилось потом, им (не сдавшим на классность) нормально обжиться на корабле было гораздо труднее.
Но всё хорошее, когда ни будь, кончается. В своё время я был доставлен на корабль. На моё счастье в тот месяц, который дают вновь прибывшим (всем от командира корабля до самого младшего матроса) на изучение корабля и сдачи экзамена на самостоятельное несение вахты мы стояли у причала. Потом ещё месяц наш корабль назначен был в дежурство по ПВО (Противо-Воздушной обороне) нашей военно-морской базы. И мы еще месяц простояли крепко пришвартованные в её центре. Даже не отходя под топливный причал. Да-да, заправки и у моряков существуют и до них ещё дойти надо. У нас в базе топливный причал располагался в другой гавани за складками естественного рельефа. Мой корабль МПК "Альбатрос" нёс службу в дивизионе малых противолодочных кораблей (были ещё два дивизиона - тральщиков и малых ракетных кораблей (МРК)) в Бригаде Охраны Водного Района (ОВР). На языке простого русского человека это означает - В КАЖДОЙ БОЧКЕ ЗАТЫЧКА. Из двух с половиной лет службы на корабле, я, наверное, два года "чистыми" пробыл в море. У нас в Дивизионе (из восьми МПК) 4 корабля были нашего проекта (то есть одинаковые) а четыре более старого (но тоже одинаковые, между собой). А это значит, что матросу, особенно с такой редкой (нас всегда было, почему то, в два раза меньше чем необходимо по штатному расписанию) специальностью как сигнальщик, спокойно послужить на берегу (пока корабль в ремонте, например) было не суждено. С определенной периодичностью мы на два месяца прикомандировывались на другой корабль нашего проекта и уходили на боевую службу (при этом штат набирался до полного). Или без всяких командировок мне с вечера могли сообщить что завтра, я с утра, выхожу в море на "тройке" (тактический номер борта) и мы на два дня уходим на отстрел какого либо вооружения (тип учений). Или оправить на другой корабль на неделю так как ему надо идти на точку размагничивания.
Процедура уменьшения магнитного поля корабля для того что б обезопасить себя от всплывающих, якорных, магнитных мин. Как современных так и тех которые, после двух последних, великих войн, на Балтике оставалось видимо не видимо.
В общем, как говорится - ДОЛБАНУТЫМ НЕТ ПОКОЯ. Вероятно, по этому, все сигнальщики на Балтике из одной учебки для взаимозаменяемости.
Вот в это время я и прочувствовал всю "прелесть" слабого вестибулярного аппарата. Я блевал. Блевал бесконечно. Блевал до выворот кишок. Блевал желчью и кровью. В летний период было немного легче. Штормов мало. Не частые штили. Хорошая погода. Я сижу не в трюмАх и дышу не полусгоревшей соляркой (бедные мотористы) а свежим морским воздухом. Но всё это блаженство пока ветер не достигнет 5-6 метров в секунду. И на море появляется волна. В осенне-зимний период, когда на Балтике почти всегда дуют сильные ветрА а волна на море практически не опускается меньше 3 метров, мне было особенно тяжко. Морская болезнь проходит скажут некоторые. Истинная правда. При слабой волне она проходит через пару дней. При средней через 3-4 а при сильной обычно не длится больше недели. Но попробуйте блевать неделю, особенно когда уже нечем. Кода насильно запихнутый в себя сухарь с реактивной скоростью моментально рвется наружу. Когда от этого чувства тошноты ты не можешь спать. А волна на Балтике особенно коварная. Она не идет, как в остальных морях, в каком-то одном направлении, соответственно направлению ветра. Частенько начинается "болтанка". Это когда волны начинают сталкиваться друг с другом и начинается вообще чёрте что.
У морской болезни есть одно ужасное свойство. Ей невозможно переболеть один раз и получить прививку на всё оставшееся время. Если ты переболел ею и продолжаешь быть в море во время шторма то всё в порядке. И я начинал чувствовать себя вполне обычным человеком. Но стоит наступить затишью и ты успеваешь к нему адаптироваться а штормить начинает снова как всё повторяется. К сожалению корабли на которых я служил не приспособлены для дальнего похода, как, например Большой Противолодочный Корабль (БПК). «Автономка» нашего корабля при постоянном движении и с малым расходом пресной воды (только пища и умывание два раза в день по полчаса на весь экипаж) составляла всего 10 суток. А по этому, однажды я блевал неделю без перерыва. Мы срочно были отправлены в море искать шведскую подводную лодку. Но через три дня у нас закончилось топливо, так как мы вышли срочно и не успели им загрузится. Я блевал желчью (в общем как обычно).
Надо сделать небольшое отступление. Всё то время пока страдал, я продолжал выполнять все свои обязанности, во все сроки моей службы, в полном объёме. Ни когда был молодым матросом, ни когда сам стал старослужащим и командиром отделения сигнальщиков. На до мной даже перестали подшучивать. Так, иногда, беззлобно, Но какой интерес шутить над человеком который на тебя не реагирует, так ему плохо, а тупо пялится в пеленгатор так как он находится близко к борту и можно блевать, при удачном крене, прямо в море. Не надо потом палубу мыть. Даже мысль о том, что на борту есть человек которому хуже чем тебе не сильно облегчала страдания. Узбек Равшан (фамилию не помню), реально спустившийся с гор за солью, был пойман офицерами военкомата и срочно отправлен на службу. Матери об этом сообщили через месяц. А его отец, заслуженный чабан Узбекской ССР, пол года считал что его младшего сына загрызли волки и по этому он не смог вернуться к сводной отаре овец где ещё 5 чабанов пол года питались не соленой пищей пока не вернулись на зимние пастбища. Так вот Равшанчик в отличие от меня, лежал пластом в трюмном отделении кормового отсека практически в бессознательном состоянии. Его всегда было кем заменить пока корабль в море. Правда за это он пахал как проклятый когда корабль возвращался в базу.
Так вот. Когда у нас стало заканчиваться топливо, мы буквально, на несколько часов (за которые я успел немного отвыкнуть от качки) вернулись в базу к топливному причалу и загрузившись под завязку снова вышли в море. Тогда то я и понял, как это - блевать до выворота желудка. Когда мы вернулись в базу я обратился к врачу. У меня на столько сильно болели (как оказалось от перенагрузки, к счастью) мышцы живота я думал что это грыжа. Мне, даже, сделали рентген пытаясь выявить язву желудка. Обошлось.
Всё когда ни будь кончается. И служба моя тоже ЗАКОНЧИЛАСЬ. Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ. С тех самых пор, всенародный праздник - День Военно-Морского Флота не является для меня радостным. Я тихо, в кругу семьи, выпиваю рюмку крепкого алкоголя. Произнося, про себя, вечный тост: "За тех кто в море". Не включаю телевизор и не выхожу на улицу, чтоб не дай Бог, не увидеть этого безудержного веселья и залихватской удали. Которой особенно отличаются "мореманы" которые в большинстве своём и в море то толком не были. В лучшем случае, пару раз, на ежегодных учениях. Или вообще просидели на береговых базах купив себе значки "За дальний поход" и "Мастер военного дела". Знаю лично нескольких таких. Вот эти то! ... празднуют так, что десантуре не снилось...
Но военно-морской флаг СССР храню. Я горд собою. Надеюсь Родина осталась мной довольна.