Найти в Дзене
По России с любовью

Ярославская Оранта - неразгаданная тайна иконы, найденной среди хлама в 1919 году

Оглавление

История происхождения одной из древнейших (по разным оценкам - XII—XIII вв.) русских икон до сих пор не известна.

Уникальный памятник домонгольской живописи. Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками. Сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Уникальный памятник домонгольской живописи. Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками. Сейчас хранится в Третьяковской галерее.
  • Продолжаю серию публикаций об истории и культуре Ярославля, одного из городов по маршруту Золотого Кольца. Все статья об этом городе #v780_ярославль Все мои статьи о других городах маршрута - #visitgoldenring . Подписывайтесь!

Изучать культуру средневековой Руси невозможно без внимания к иконам — они являются таким же важным "якорем" для древнерусского искусства, как статуя для Древней Греции, барельеф для Египта или мозаика для Византии.

Ранние иконы были похожи на монументальные росписи, служили как бы их заменой. Поэтому они представляли образы святых в полный рост. Поэтому уже сам сюжет "ростовой" иконы, к которой относится икона "Ярославская Оранта" интересен и говорит о древности этого изображения. Но еще интереснее история ее обнаружения!

Находка

После ужасного Ярославского восстания, в результате которого огромное количество домов и храмов Ярославля были разрушены или уничтожены (писала о восстании здесь: Как Ярославль восстал против большевиков?)

фотография, сделанная после окончания восстания
фотография, сделанная после окончания восстания

в городе начались восстановительные работы. Руководил ими Петр Барановский, архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества.

Кстати, считается, что именно ему мы обязаны сохранением храма Василия Блаженного в Москве, который хотели уничтожить... Он же создал Музей имени Андрея Рублёва и Музей в Коломенском.

И вот, в 1919 году, во время разбора кладовой Спаса-Преображенского монастыря, среди пыли и брошенных полусгнивших досок обнаружилась огромная старая доска, со "шпонками", характерными для древних икон. Доска была покрыта плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков.

После реставрации было восстановлено первоначальное изображение - это оказалось почти неповрежденная икона «Оранта — Великая Панагия».

Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками.
Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками.

Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».

Ученым не удалось достоверно восстановить древнюю историю иконы. Но точно известно, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, а примерно в 1811 - 1818 годах поступила в монастырскую ризницу (из-за ветхости).

А есть ли автор?

У икон, вообще, нет автора. Именно поэтому мы почти и не знаем имен иконописцев. Однако, у этой иконы две версия происхождения: одна легендарная, вторая, наверное, более реальная.

По преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря, жившим в конце XI века. Он учился у греческих мастеров, занимался мозаикой, иконописью и ювелирным искусством. ученик греческих мастеров. Алипий бый первым из названных по имени древнерусских живописцев и причислен к лику святых русской православной церкви.

Алимпий Печерский, пишущий образ Богоматери и искушаемый дьяволом. Фреска. Церковь Рождества Христова в Ярославле. 1683 год
Алимпий Печерский, пишущий образ Богоматери и искушаемый дьяволом. Фреска. Церковь Рождества Христова в Ярославле. 1683 год

Одну из икон Богоматери работы Алипия Владимир Мономах передал в дар Успенскому собору в Ростове. Возможно, это и была Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»), обнаруженная в 1919 году в Спасском монастыре Ярославля.

Однако, крупнейший знаток древнерусского и византийского искусства В.Н. Лазарев считал, что икона была создана в Ярославле в 1220-1230-х годах, возможно к празднику освящения Спасо-Преображенского собора. Стиль иконы в целом соответствует датировке первой трети XIII века. Тогда это самый ранний, из дошедших до нас, образец Ярославской школы иконописи. Но некоторые ученые считают, эта икона была написана в Ростове, по заказу Великого князя, где и находилась вплоть до 18 века.

В любом случае, все исследователи сходятся во мнении, о том, что по стилю она очень близка к киевским мозаикам.

Оранта. Мозаика в Софийском соборе, Киев, XI в.
Оранта. Мозаика в Софийском соборе, Киев, XI в.

Иконографический тип «Богоматери Великая Панагия»

Тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом на груди восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – она считалась "палладиумом", или защитником княжеского рода. На Руси изображения Оранты Великой Панагии получили распространение в конце XII — первой половине XIII века и их также считали покровительствующими княжеской власти. И преобразовался в в форму "Знамение".

Поэтому версия о том, что икона "Ярославская Оранта" была написана по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо и хранилась в княжеском храме - выглядит вполне логично.

Жалко, что увидеть "Ярославскую Оранту" в Ярославле нельзя - она уже много лет находится в Третьяковской Галерее, в Москве.

Еще по теме: #v780_иконопись

***

Узнать еще больше интересного можно на индивидуальной экскурсии с гидом. Рекомендую Tripster - для поиска экскурсий от местных жителей

Все мои статьи о Ярославле можно найти по тегу: #v780_ярославль О других городах Золотого Кольца: #visitgoldenring И, конечно же, подписывайтесь на канал, буду всем рада!