Найти тему
Синий Сайт

ТЕХНОЛОГИЯ ШУТКИ: как писать шутки, чтобы они работали

Оглавление

Крутим и заводим

Как выходить из ситуации, если привык к примитивным шуткам? Таким, как смех над маленькими детьми, над неполноценными людьми, над чужими ошибками. Механизмы, лежащие в основе сложных видов шуток, следует разнообразить: сильнее – для стеба, очень сильно – для аникса. Ведь замечено, что весёлая шутка «приедается» значительно быстрее, чем злая.

Многие авторы развивают в себе абстрактное мышление посредством написания
каламбуров.
Простейший способ написать каламбур – исказить имя собеседника. Но такое искажение вызывает неудовольствие и эффект, противоположный радости. Гораздо лучше, если искажается имя третьего лица или какое-нибудь другое название. Можно так же использовать подражание чужой манере речи, передразнивание. В этом случае искажение звучания слов имитирует чьи-то дефекты речи, национальный акцент, неграмотность. Эффект рассчитан на неискушенного слушателя.

Каламбур с грубостью. Любое слово, состоящее из трех и более слогов можно смешать с русским матом так, что будет заметна грубость, и, в то же время, будет понятно, какое слово было там раньше. Эффект средний.

Каламбур с намеком. Если в каламбуре смешано исходное слово и слово, которое с ним связано, то эффект особенно силен.

Каламбур является достаточно простым видом шутки, за исключением игры слов (на самом деле, просто удачного каламбура), когда шутка, выраженная в каламбуре, приобретает оттенок легкой иронии с элементами философии. Понятно, что удачным каламбур получается один из двухсот, но ведь и профессиональный фотограф бракует большую часть отснятых кадров, воспринимая их как необходимость, чтобы предоставить на суд общественности редкие, наиболее удачные – и сделать себе имя.

Одной из наиболее распространённых форм шуток, которую вы можете попробовать начать применять, является двусмысленность.
Шутка-двусмысленность основана на использовании ключевого слова, имеющего хотя бы два смысла, причём эти два смысла должны сильно отличаться.
«Депутат Издюков предложил законопроект, по которому предполагается втрое повысить пошлины на импорт использованных презервативов с тем, чтобы защитить отечественных... гхм... производителей».
Пока слушатель не осознал, что ключевое слово употребляется в другом смысле, для него фраза кажется странной, неправильной или подозрительно простой. Но очень быстро он осознает игру слов, и возникает эффект озарения.

Есть ещё возможность потренировать чувство юмора, составляя перевёртыши.
Часто перевёртыши используются для акцентирования абсурдности и противоречий в сюжетах, для создания удивительных по меткости эпитетов и характеристик, а так же именно перевёртыши и оксюмороны в названиях привлекают особое внимание читателя.
Составление перевёртыша заключается в том, что слово или часть фразы заменяется на противоположность, причём такая замена не лишена смысла.
На нашем сайте, на форуме форуме есть темы, которые называются
«Ложка дёгтя в бочке мёда» и «Перевёртыш», в которой игрокам предлагается заменить одно или несколько слов в куплете известной песни, либо полностью её «перевернуть». Многие из подобных упражнений оказываются забавными именно из-за того, что создаются абсурдно-смешные вещи.

«Сиреневый туман над нами проплывает.
Над городом горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит. Кондуктор понимает,
Что в армии никто не даст мне никогда.»

«Жёлтенькие трусики,
Пакля на лысинке.
Кто забыл Ванечку?
Ваню кто-то позабыл...»

Вполне возможно освоить ещё один способ создания шуток, способ абсурда или, как его называют в литературе, гротеска.
В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и все нелепо преувеличенное.
В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. А. истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью.
Для того, чтобы создать шутку, основанную на эффекте гротеска, берут некоторую ситуацию, которая изменилась. После – гиперболизируют эти перемены до тех пор, пока не возникнет настолько сильный контраст, что он кажется абсурдным и смешным.
«Сегодня мороз усилился, путь в контору усеян отвалившимися остекленелыми ушами».
Естественно, что абсурдное выражение не должно быть бессмысленным, хотя сильное преувеличение может принципиально изменить смысл выражения.

Один из самых сложных видов шутки связан с составлением ассоциаций. Уверен, у вас получится взять на вооружение и его.
Есть одно упражнение, которое я когда-то видел в качестве поиска «сырья» для шуток в студенческом «капустнике»: берём два слова. Любых. Желательно, каким-то образом причастных к тематике будущих шуток. Например: «автор» и «муза». А потом быстренько придумываем логическую цепочку к каждому из слов.
Например:
«автор» → «прода» → «задолбали» → «соседи»;
«муза» → «девица» → «танцы» → «секс».

Аналогий может быть больше, сколько потянет автор.

Вписываем эти слова в табличку и смотрим, какие фантазии возникли на пересечениях наших аналогий. Понятно, что заполнять все клеточки вовсе не обязательно – только те, сочетания в которых вызвали у вас забавный образ.

-2

Ну вот, к примеру, вот такие. Не обязательно они все будут талантливыми и действительно смешными, но, говорят, перебирая заготовки, можно неплохо смоделировать будущую шутку, а обыграть её – задача автора.

Кстати, очень многие утверждают, что юмор даже в виде шуток писать не могут, потому что у них нет к этому способностей. Как и в любом деле, если нет абсолютных противопоказаний, научиться можно всему: вопрос в затраченных усилиях. Если поставить себе цель, то профессионалом в области шуток может стать каждый, у кого есть абстрактное мышление. Чтобы быть Мастером, нужен талант, способности, но научиться хорошо писать шутки обычному неглупому автору вполне под силу.
В буржуйских краях есть даже специальные факультеты актёрского комедийного мастерства и существуют курсы по развитию юмора.

Поехали!

Я сказал насчёт абстрактного мышления неспроста.
Хорошая шутка – всегда
парадокс. У смешной шутки обязательно есть второй план. Существуют хохмы, полностью построенный именно на абсурде (классический английский юмор, например) Такие шуточки ломают логику, что называется «выносят мозг». В этот самый момент, когда такая хохма ломает оковы логики читателя, освобождает его, он испытывает просветление и экстаз. Оковы всегда неплохо немного поломать.

Как же начать шутить? Заграничные курсы простому автору недосягаемы, а шуточки на уровне «капа из апельсиновой корки» не для вас.

Выше приведенные советы очень интересно применять на практике, и для этого, прежде всего, нужно выбрать объект приложения. Пока вы только начинаете тренироваться и не «набили руку», лучше всего попробовать в роли «мальчика для битья» что-нибудь безответное.

Можно начать, например, с шуточной рекламы чего угодно: предметов обстановки, талантов друзей, недавно просмотренного фильма, грядущего ужина у подружки. Просто задайтесь целью сесть и написать анонс, причём пишите не на реальную аудиторию, а на воображаемую. Видите ли, написание юмора – весьма эгоистичный процесс. Нормальная шутка веселит, прежде всего, самого автора, пишется для себя. Только когда вы сами посмеялись, читателю может тоже стать смешно.

Ещё одна сторона такой эгоистичности – при написании шутки нельзя «зажиматься». Всевозможные ограничения, которые вы установили себе сами, «душат» её. Пишите свободно, совершенно без запретов, не задумываясь, а не сильно ли абсурдно или стыдно выходит. Отцензурить вы сможете потом, главное – чтобы вы сами посмеялись и получили удовольствие.

Довольно неожиданные плоды, бывает, приносит работа с намеренным использованием иронии. Ирония строится на противоположной оценке событий. Например, сочиняете, почему можно отреагировать на негативное событие позитивно, для чего опять-таки используются методы гротеска, каламбура, стёба и т.д.
Некоторые авторы развивают составление абстракций и умения шутить, на досуге составляя списки на заданную тему. Например: «10 доказательств, чем утюг лучше мопса» или «10 способов уговорить девушку попрыгать».

1. Утюг гладит сам, мопса нужно гладить.
2. Утюг смирно стоит, где его поставили.
3. Утюгом можно защищаться, но сам он не укусит.
4. Утюг молчаливо переносит , если вы утром о нём забыли.
5. Утюг не лезет на стол сам.
6. Утюг не жрёт г... других утюгов.
7. Утюг вообще не гадит.
8. Водичка в утюге не воняет.
9. Если что, утюг соседи возьмут себе с радостью.
10. Утюг не принесёт неожиданно потомство: шесть гибридов утюга с миксером – которые нужно пристроить.

Вариант с девушкой давайте сочиним вместе?

1. Отвести её на рок-концерт.
2. ?


Как и всё гениальное, многие памятные и мемные шутки очень просты и зачастую основываются на наблюдательности шутящего, на его умении подметить деталь и абсурдно обыграть её. Чем тоньше наблюдение, тем, как правило, тоньше юмор. Главное – заниматься, тренироваться, пробовать.

Вот многое я уже сказал, а самое главное – забыл.
Что вообще нужно для того, чтобы получать кайф от шуток? Читать. Читать много и с удовольствием – не обязательно только юмористические произведения – но обязательно хорошие. Словарный запас и богатый кругозор дадут вам не только возможность чувствовать смысловые оттенки и подтексты, но и видеть своё, проводить аналогии, подмечать ситуации, интуитивно чувствовать меру. Владение словом – одно из главных умений автора, а чтобы слова умели смешить, надо их искренне любить, понимать и уметь обращаться с их смыслами.

© Автор: Тим Яланский

В статье были использованы материалы
1. «Психологика» (Войнаровский М.)
2. Википедия
3. Словарь Ефремовой
4. «Шаг за шагом к стендап-комедии» (Грег Дин)
5. Философия. Энциклопедический словарь. (Гардарики)

Группа в ВК
Синий СайтНе пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.