Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Говорят, опыт старшего поколения - просто мусор!

Так считает научный руководитель Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ К. Поливанова, и убедительно доказывает это.

Мы не понимаем, каким будет мир тогда, когда наши современные дети вырастут. Вспомните безумные конкурсы при поступлении на психологию, политологию, юридические и экономические факультеты – сейчас это те места, где всё вытоптано, выпускников больше, чем вакантных мест, а мы что-то советуем ребёнку, передаём ему свой жизненный опыт, который стремительно устаревает и ребёнку даром не нужен. И возникает ситуация, когда родителей свергают с привычных пьедесталов. В семье происходят перемены, за которыми не успевает старшее поколение.

Прокомментирую: самый яркий для меня пример – моя самая младшая внучка. В магазине, когда обнаружилось, что карточка оставлена дома, 7-летняя хозяйка достала свой телефон, расплатилась, нашла скидку, отыскала в телефоне карту для этой скидки и получила чек. А бабушка с двумя высшими образованиями стояла рядом и безмолвствовала.

А кто учит, тот и главный. Когда ребёнок обучает меня, как пользоваться приложением в смартфоне, то главный он, а я поджимаю хвостик. Исчезает образ всемогущих и всезнающих родителей – начинают рассыпаться прежние отношения в семье: Отец – податель благ, Мать – хранительница традиций и мудрая воспитательница… всё это уходит стремительно.

Нам приходится принимать, что мы не можем готовить детей к будущему, потому что оно нам совершенно неизвестно. Школа окончательно отходит на второй план – в современной школе детей учат бабушки, которые получили образование 30 лет назад и грустно вспоминают, как их внимательно слушали на уроках прилежные дети, которым они открывали мир, и кроме них, это не мог сделать никто. А сейчас мир открывают сотни программ и миллионы сайтов.

Да и бесконечные изменения в программах, стандартах и экзаменах говорят только об одном: государство в лице своих высших чиновников не знает, к чему готовить школьников, чего хотеть от будущих поколений, какими они должны быть.

И встречает мудрый профессор своего любимого дипломника, интересуется, помогли тому в жизни знания, полученные в университете, и слышит ответ:

– Конечно, профессор, очень помогли: я могу на четырёх языках громко произносить: «Пятая касса свободна!»

Остаётся семья, которая должна давать не знания, а некие моральные ценности, закладывающие восприятие ребёнком мира, в который он вступает. Родители не могут научить математике и химии, но могут научить различать добро и зло, честь и бесчестье, любовь и вражду – наверно, это и есть главные функции современной семьи, вот только для того, чтобы у ребёнка было всё то, что даёт современный мир: хороший компьютер, современный смартфон, спортивную секцию – родитель должен всё больше работать и реже бывать с детьми. Как найти выход из этого заколдованного круга?