Найти тему

Рецензия на книгу «Пиши, сокращай»

Оглавление

Прочитал книгу «Пиши, сокращай» Maxim Ilyahov и Lyudmila Sarycheva. Некоторые вещи спорны, но определенно стоит потраченного времени.

По тезисам.

Читать написанное вслух. Переписать места, где споткнешься. Следить за ритмикой. Избегать в близстоящих словах повторений звуков и твердых согласных. В длинных предложениях ставить точки вместо запятых. Разделить фразу если не хватает дыхания проговорить её. Быть ближе к разговорной речи. Осторожно использовать парцелляцию. Это короткие предложения. Как это. Да. Но выглядит странно. Это уместно если вы Евгений Гришковец или читатель на одной волне. У текста одна цель. У абзаца одна мысль. У предложения тоже. Донести суть. Больше глаголов, меньше отглагольных существительных. Аккуратнее со спорными фактами, усилителями, оценочными суждениями. Меньше штампов, повторений и сложных терминов. Пользу вперед, привести примеры, проще значит лучше. Быть заботливым, полезным и честным. Не впаривать, пусть читатель подумает и решит сам. Округлять цифры. Нет страдательному залогу. Сложное объяснить. Не умничать. Важна структура текста, заголовки и иллюстрации.

Теперь минутка философии.

Какую роль в жизни занимает текст? Представим пятиклассника обычной средней школы. Родители приехали в Сибирь построить новый город. Сначала живут в "финском домике" рядом с болотом. Это жилой контейнер - лежащая на боку огромная бочка. Когда готовы первые дома переезжают в квартиру. Ходит в школу. Играет во дворе в ножички и вкладыши. Плавает на плоту и ходит гулять в тайгу. Выплавляет свинец из старых аккумуляторов и бросает в костер патроны чтобы посмотреть как бабахнет. По выходным ходит в зал игровых автоматов и первые видеосалоны. Даже морозы в -50 ещё один повод для радости. В школе лопнули трубы и посреди зимы наступили каникулы. В городе нет пожилых людей. Только взрослые моложе сорока и дети. Нет даже кладбища. Просто еще никто не успел умереть. Это город-рай, как деревня Макондо в 100 лет одиночества Маркеса.

В один момент рушится всё, что казалось незыблемым. Он оказывается в жаркой степи на окраине бывшей империи. Вокруг незнакомая речь. Страшная нищета и разруха. Отключают тепло, воду, свет и газ. Время потекло назад. Люди топят печки-буржуйки в многоэтажках, а воду достают ведрами из колодцев. Он ездит на велосипеде по округе и привозит домой орехи, яблоки и абрикосы. На выходных с отцом на рыбалке. Внезапно с холма над городом раздаются залпы артиллерии. Рыба сходит с ума, выпрыгивает из воды и клюёт так, как будто наступил конец света. В стране не нашлось важнее вопросов, чем тот, на каком языке говорить.

Чтобы отвлечься приходит домой, берет с полки Наследник из Калькутты и проваливается в другую реальность. Не слышен больше гул орудий. Нет чувства голода. Батареи холодны как лед, но ему жарко - капитан Бернардито в смертельной опасности. Он открывает Драйзера и переживает за финансиста, терзаемого гнусным правительством. Наступает черед Пасынки Вселенной. В один присест проглатывает робота-зазнайку, Лёд и Пламя и о ведьме, использующей телекинез для флирта. "Аррргх! Я Мамонтобой, сын Большой Волосатой!" - только за это автор навсегда в наших сердцах. От текста прёт сильнее всего виденного до сих пор. Черт, даже заусёды на посту о белорусской милиции идет на ура!

Текст важен.

Прочесть талантливо написанный рассказ - ни с чем не сравнимое удовольствие. Зачем учиться писать? Все же были в школе. Грамоте обучены. Жи-ши пишем с буквой И, цыпленок на цыпочках, деревянный-оловянный-стеклянный. Продвинутое владение словом нужно только копирайтерам и журналистам?

Кажется, что польза очевидна.

Лучше делать хорошо, чем плохо. Если копнуть поглубже, обнаружим, что успешные люди умеют как поставить цель, так и объяснить другим. Талант интересно писать - неплохой способ пиара, нетворкинга, продаж и развития бренда. Для примера смотри аккаунты Arkady Moreynis Алёна Владимирская Stepan Danilov Elena Torshina Konstantin Siniushin.

Насколько фатально неумение ясно формулировать мысль?

Это упущенные возможности. Не отвеченные письма. Провал переговоров. От разговора с шефом о зарплате до сделок с партнерами. Низкий уровень откликов на резюме и совпадений в Tinder.

Писать хорошо трудно.

Мысли скачут как огромные булыжники в ручье с ледяной водой, которые руками нужно уложить в ровную кладку. Великолепный текст лишь повышает вероятность успеха и ничего не гарантирует. Но тысяча чертей, как Донцова, Дарья пишет по 50 романов в год?!

До прочтения книги у меня было два мифа.

Не читал, но осуждаю, ага. Первое - завышенные ожидания. Прочту и мастер слепит из меня Льва Толстого, но без бороды. Второе - как он может чему-то учить? Из скриншотов страниц, гуляющих по интернету, складывалось впечатление, что авторам не помешало бы пройти собственный курс.

На первый взгляд - это пособие как написать скучнейшие канцеляризмы.

Только факты, причинение пользы и впаривание услуг. Еще и графоманом обозвал! Это почему же в тексте не должно быть эмоций? Рекламщики Aviasales, МакДональдс и KLM Russia свистят и дразнятся дуболомами.

Текст о товаре - реклама, которая продает.

Хорошая реклама возбуждает эмоции. Не вижу никакого противоречия между бизнесом и искусством. Смотри рекламу Сальвадор Дали, Уорхол, Энди и далее по списку. Секс, эмпатия, красивая история, ощутимая польза, чувство удовольствия и защищенности продают. Польза-польза-польза и перечисление "уникальных и эффективных" свойств товара - нет. Копирайтер может даже написать гениальные скрипты продаж и описание товара. Но когда приходишь в магазин и это скороговоркой выпаливает замученный вусмерть консультант, ему не веришь.

Термин "инфотекст" пахнет тухлятиной и унылым бизнес-тренингом.

Почему бы просто не учить создавать художественный текст?

Сильный текст - это энергия, страсть, юмор, манипуляция и обращение к самым темным сторонам человеческой натуры. Такими предложениями можно забивать гвозди. Поднять народ на восстание. Свергнуть правительство. Взять почту, телефон, телеграф. Завоевать женщину и получить ипотеку без НДФЛ-2. Популизм? Да! Работает? Еще как! Пусть этот бифштекс иллюзия матрицы, но черт побери, он должен быть хорош! Причем автор себе противоречит. В примерах как раз образцы сильного художественного текста без дурацкой приставки "инфо".

И в завершение.

Книга полезная. В недавнем посте я узнал от Nikita Shirobokov о композиции текста - https://www.facebook.com/konstantin.berlinskii/posts/891475484343233?pnref=story. Здесь же рассказывается о механике написания. Хватит ли этого, чтобы стать крутым копирайтером? Конечно, нет! Мастер не тот, кто заучил правила, а тот, кто зная, посмеет их нарушить. Главное - чувство вкуса и чутье, которые прививаются с детства.

И о Главред-е.

Хороший, крафтовый проект, сделанный с любовью. Поручим поиск типовых ошибок бездушной железяке! Вангую развитие сервиса: нейронка, обученная писать как Бог, прошерстившая интернет на тему годных текстов. Загружаешь свою нетленку, а ИИ шлифует до состояния шедевра. Как вариант, задаешь тему рассказа и пару минут дергаешь за рычаги чего добавить: расчлененку, обнимашки, диалоги, а сервис пишет культовый роман непонятого поколения. Или это уже было в Симпсонах?

Итак, как же написать сильный текст?

Наверно, лучше начать с энергичной фразы, которая берет за горло и не отпускает до конца. Или не с фразы, а с личных переживаний. Или сразу давать пользу. Или напустить туману, который рассеется по мере того, как читатель бежит по тексту, а в конце сидит и ошеломленно переваривает увиденное. Или это россыпь шуток, неожиданных сценарных поворотов и логических парадоксов. От чего хочется есть, молиться, любить. Черт, этому невозможно научиться!

Подробнее об авторе: