Найти в Дзене

Дракула, сын Дракона (повесть) часть 2 Евгений Петропавловский

В 1458 году при поддержке Влада Дракулы венгерский трон занял Матиаш, младший сын Яноша Хуньяди. Вскоре король Матиаш получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на организацию крестового похода против турок.
А Мехмед Завоеватель продолжал напирать на Балканы. В 1459 году пала последняя сербская крепость Смедерево, и.Сербия вошла в состав Османской империи.
Все понимали: война неизбежна. Однако венгерский король тянул с выступлением в поход. Хитрый Матиаш любил загребать жар чужими руками. Он прикарманил папские деньги и теперь подбивал Влада Дракулу к выступлению против турок, обещая тому военную помощь.
Господарь Валахии вполне оправдал его ожидания.
Султан Мехмед II продолжал через своих послов требовать у Влада выплаты дани. Наконец его терпение лопнуло, и зимой 1461 года он пригласил Дракулу на переговоры в крепость Джурджиу, располагавшуюся на южной границе Валахии. Влад, отказавшись, предложил встречу на нейтральной территории.
- Этот самонадеянный гяур уже несколько лет испыты

Война с Османской империей приближалась.
В 1458 году при поддержке Влада Дракулы венгерский трон занял Матиаш, младший сын Яноша Хуньяди. Вскоре король Матиаш получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на организацию крестового похода против турок.
А Мехмед Завоеватель продолжал напирать на Балканы. В 1459 году пала последняя сербская крепость Смедерево, и.Сербия вошла в состав Османской империи.
Все понимали: война неизбежна. Однако венгерский король тянул с выступлением в поход. Хитрый Матиаш любил загребать жар чужими руками. Он прикарманил папские деньги и теперь подбивал Влада Дракулу к выступлению против турок, обещая тому военную помощь.
Господарь Валахии вполне оправдал его ожидания.
Султан Мехмед II продолжал через своих послов требовать у Влада выплаты дани. Наконец его терпение лопнуло, и зимой 1461 года он пригласил Дракулу на переговоры в крепость Джурджиу, располагавшуюся на южной границе Валахии. Влад, отказавшись, предложил встречу на нейтральной территории.
- Этот самонадеянный гяур уже несколько лет испытывает моё терпение! - в сердцах воскликнул султан. - Клянусь Аллахом, он заплатит головой за свою дерзость!
И он направил на переговоры с Владом хитроумного Юнус-бея - бывшего византийского дьяка Катаволиноса, перешедшего в ислам:
- Под любым предлогом вымани князя из Валахии, - потребовал Мехмед. - Если слова окажутся бессильны, приведи его силой. Помни: от этого зависит и твоя жизнь!
Сопровождали османского посланника комендант Никопольской крепости Хамза-паша и десять тысяч янычар. Юнус-бей ушёл на встречу с Дракулой и… бесследно исчез. Ни один человек из его отряда не вернулся назад. Позже выяснилось, что Влад уничтожил всех до единого.
Следующее турецкое посольство имело ещё более плачевный конец. Прибыв ко двору Влада III, послы отказались обнажить головы - и, когда господарь выразил своё неудовольствие по этому поводу, пояснили, что им не подобает снимать фески перед вассалами великого султана. Дракула одобрительно кивнул:
- Ладно, если таков обычай вашей страны, то мне остаётся лишь позаботиться о неукоснительном его соблюдении.
После чего обратился к своей страже:
- Прибейте фески гвоздями к головам нехристей, чтобы их не могло сдуть никаким ветром по дороге в ад!
Его повеление было тотчас исполнено.
Впоследствии аналогичный эпизод приписывали русскому царю Ивану Грозному, однако безосновательно. Впрочем, и касательно Дракулы по сей день ходит столько легенд, что отделить правду от вымысла зачастую очень трудно…

***

Далее откладывать решительные действия Влад не стал, дабы не лишиться преимущества внезапности. Он перешёл Дунай и принялся захватывать одну за другой пограничные турецкие крепости: Джурджиу, Новиград, Туртукай… Для овладения неприятельскими твердынями использовался старый проверенный способ: Дракула переодевал своих воинов в турецкую одежду и, подъехав к крепостным воротам, объяснял стражникам, что он привёл сюда остатки разгромленного в Валахии отряда Юнус-бея… И ему открывали.
В живых не оставляли никого: ни турок, ни албанских поселенцев. Стариков, женщин и детей не миновала общая участь.
Паника распространилась до самого Константинополя.
- Неужели закатилось солнце нашего султана? - перешёптывались в новой столице Османской империи. - Так, гладишь, Казыклы скоро явится и сюда.
- Говорят, этот злобный ифрит обещал отлить золотой кол вровень с куполом Айя-Софии и усадить на него султана.
- Аллах такого не допустит!
- Хотелось бы верить. Однако допускает же он, чтобы Казыклы сажал на колья даже младенцев…
Но идти на Константинополь Дракула, конечно же, не собирался, поскольку всё его воинство в эти дни насчитывало три тысячи человек. Летом он вернулся в Тырговиште с большим обозом награбленного имущества. Король Матиаш был чрезвычайно доволен. Отчитавшись перед папой Пием II об успешном «крестовом походе», он на радостях согласился породниться с Владом, выдав за него замуж свою кузину.
Встревоженный султан послал на усмирение валашского господаря своего великого визиря Махмуд-пашу с тридцатитысячным войском. Но тот угодил в засаду - и, наголову разгромленный, был вынужден спасаться бегством, оставив на поле боя десять тысяч янычар.
Слава Дракулы преумножалась с неслыханной быстротой.
А в народе его имя всё более обрастало легендами. Так ходили упорные слухи о кладах с сокровищами, награбленными Владом у турок. Поговаривали, будто охраняются эти клады страшными колдовскими заклятиями, скреплёнными человеческой кровью. Впрочем, самые яркие легенды бледнеют перед повседневной действительностью тех лет. Кровавые зрелища стали привычными для жителей Тырговиште. Народ охотно собирался поглазеть на публичные казни. Любое, даже самое малое преступление каралось смертью.
Впрочем, такова была его эпоха. Жители Валахии, измученные хаосом и междоусобицами, жаждали «сильной руки». И Дракула с готовностью демонстрировал свою решимость навести порядок на родной земле.
Иногда ему вспоминался давний разговор с отцом:
- У нас мало друзей и не счесть врагов, - сказал однажды Влад Дракул своему маленькому сыну. - Поэтому всегда следует быть наготове… А знаешь ли ты, какое главное оружие господаря?
- Сабля! - с готовностью выпалил мальчик.
- Нет. Главное оружие - это страх. Против него порой и тысяча сабель - что пучок соломы на ветру.
И со временем Влад III научился вселять страх не только в своих недругов, но и в собственных подданных.
Постепенно созерцание жестоких мучений умирающих людей стало доставлять ему удовольствие. Всё чаще распоряжался он накрыть себе обеденный стол в окружении кольев, на которых агонизировали казнённые. Как-то раз, обедая среди разлагавшихся на кольях трупов, он заметил, что один из его бояр брезгливо морщит нос, и участливо поинтересовался причиной отсутствия у того аппетита.
- Господарь, смраду оного не могу терпеть, - признался боярин.
Тогда господарь повелел соорудить кол в несколько раз длиннее обычного, на который и посадили неосторожного бедолагу.
Дракула спокойно завершил трапезу. А перед тем как удалиться, заметил, посмеиваясь:
- Теперь ты сидишь выше всех, уж там-то наверняка нет смрада!
Слухи о свирепости Влада III быстро расползались по Европе. Влад Лютый, Влад Неистовый - так всё чаще звали его соседи. Но слава победителя турецкого султана в глазах папы римского перевешивала неисчислимые кровавые злодеяния Дракулы.
- Если бы наши крестоносцы столь же отважно сражались с язычниками, как этот валашский князь, - говорил Пий II, - то христово воинство давно уже было бы в Константинополе.
Между тем долго почивать на лаврах Дракуле не довелось. Летом 1462 года тучи вновь сгустились над Валахией. Униженный поражением Мехмед Завоеватель с огромным - в четверть миллиона янычар - войском уже приближался к Дунаю. Он вёз с собой нового претендента на валашский престол… Это был младший брат Влада Дракулы - Раду по прозвищу Красивый.

***

Османское войско, переправившись через Дунай, медленно катилось на север. Валахия встретила его выжженными полями, отравленными колодцами и сожжёнными сёлами… Очень скоро стала ощущаться нехватка продовольствия.
Дракула собрал ополчение, доведя численность своей армии до тридцати тысяч человек, и разбил её на небольшие конные отряды. То тут, то там внезапно налетали валашские конники на турок, сея ужас и панику - и, оставляя за собой десятки трупов, так же стремительно исчезали.
И наконец 17 июня 1462 года, когда Мехмед II уже приближался к Тырговиште, Дракула совершил немыслимое. Ночью во главе семитысячного отряда конников, переодетых в турецкую одежду, он ворвался в спящий лагерь султана. Завязалось кровавое побоище. Турки гибли от валашских сабель и - не в состоянии различить, где свои, а где чужие, - сражались друг с другом. А валахи, обмениваясь между собой заранее оговоренными условными сигналами, всё глубже врубались в гущу врага, стремясь прорваться к шатру Мехмеда II… Только чудом султан остался жив. Но его армия потеряла тридцать пять тысяч воинов, а конники Дракулы, подобно привидениям, внезапно растворились в темноте, практически не понеся потерь.
Ночная атака вселила в турок почти мистический ужас. Мехмед II был растерян и напуган. В его войске начались эпидемии; приходилось экономить воду, и надвигалась угроза голода. Однако султан упорно продолжал двигаться к столице Валахии.
И тут его ждал последний удар…
Это случилось днём. Османское войско размеренно двигалось по равнине, медленно приближаясь к большой роще. Всем хотелось одного: укрыться от нестерпимой жары под кронами маячивших вдали деревьев и отдохнуть немного в тени и прохладе…Однако по мере приближения к этой роще возник и всё явственнее проникал в ноздри подозрительный запах. Вскоре он перешёл в отвратительный смрад. А затем турки увидели, что впереди - отнюдь не деревья. Это был лес насаженных на колья людей, десять тысяч полуразложившихся мертвецов. Впереди - Юнус-бей; рядом - Хамза-паша; а за ними - стройные ряды выстроившихся, как на парад, янычар. Таинственно пропавшее зимой - и теперь объявившееся во всей своей запредельной мощи - османское воинство.
- Что же мы можем сделать с этим человеком, когда он способен на такое?! - вырвалось у оторопевшего Мехмеда.
- Казыклы не человек, - прошептал кто-то рядом с ним. - Это сам иблис…
- Если он иблис, то мы попали в ад, - вздохнул султан. - Но ад я завоёвывать не хочу, он мне не нужен. Пусть с проклятым Казыклы воюет его брат.

***

Изрядно потрёпанное и чудовищно деморализованное турецкое войско двинулось в обратный путь - на юг, к Дунаю.
А Влад во главе большого конного отряда тоже направился к Дунаю, но - на восток, где возникла новая опасность: Штефан чел Маре привёл молдавское войско к стенам Килии, валашской крепости в устье реки, вознамерившись овладеть ею. Это был удар в спину. Влад не ожидал такой подлости от двоюродного брата, которого он считал своим верным союзником.
Валашский господарь подоспел вовремя для того, чтобы дать достойный отпор предателю. Во время сражения Штефан был ранен стрелой в ногу, тяжело заболел и увёл своё войско восвояси. К слову, эта рана долго не заживала, то затягиваясь, то вновь открываясь. Местные лекари какие только средства ни употребляли, всё испробовали, а не могли помочь молдавскому господарю. Врачи же, которых Штефан чел Маре выписывал из Европы, таинственным образом исчезали в пути или поворачивали обратно.
Бояре судачили:
- По всему, тут не обошлось без колдовства.
- Верно, стрела была заговорённая. Люди видели: сам Дракула направил её в нашего господаря. Что теперь делать, вот беда-то!
- А что и делать, как не в храм идти. Господь только и поможет теперь, если будет на то его воля.
- Не надо было выступать против Влада Лютого.
- Истинно так. Куда уж нам против нечистой силы…
В конечном счёте, причиной смерти Штефана чел Маре явится именно рана, полученная им в сражении за Килию. Правда, случится это спустя четыре десятилетия…
А отряд Дракулы, разбив молдавское войско, повернул коней на юг и, совершив стремительный марш-бросок, обогнал отступавшую армию Мехмеда II. Как снег на голову, свалились валашские конники на передовые части турок - и вновь под копыта их коней полетели тысячи искромсанных острыми клинками вражеских тел… Когда же стали подтягиваться основные силы османской армии, Влад, понимая, что ему не совладать с многократно превосходящим противником, дал команду к отступлению… Но это была победа! Пусть лишь моральная, временная, однако факт остаётся фактом: посрамлённый Мехмед Завоеватель уходил из Валахии несолоно хлебавши.
Дракула торжествовал.
…Однако его душа требовала новой крови. Свирепый нрав Влада III не знал укорота. Ему всюду мерещились заговоры, и он множил жертвы среди своих приближённых. Продолжались казни и среди простого люда. Слухи один страшнее другого расползались по Валахии. Так рассказывали, будто однажды, решив, что в Тырговиште развелось чрезмерное количество бродяг, нищих и калек-попрошаек, Влад III велел объявить о своём намерении дать для всех бездомных и немощных праздничный обед. К назначенному сроку близ его замка сколотили огромный деревянный павильон, внутри которого накрыли роскошный стол. Нищих собралось множество. Все были допущены к столу - и тотчас набросились на вина и изысканные яства, приготовленные искусными княжескими поварами… А спустя некоторое время, когда бродяжки наелись-напились до отвала, появился Дракула:
- Довольны ли вы моим угощением? - обратился он к изрядно захмелевшей толпе. - Всего ли вам вдосталь?
В ответ раздались голоса:
- Довольны, господарь!
- Нам тут всего - более, чем вдосталь!
- Эх, каждый бы день такое угощение…
- Наверное, эдак живут только ангелы в раю!
- Значит, вы желали бы навсегда избавиться от забот о куске хлеба насущного? - вопросил Влад.
- Да-а-а-а-а! - многоголосо отозвалась толпа.
- Хорошо, пусть будет по-вашему, - сказал господарь.
С этими словами он вышел наружу. После чего велел слугам запереть дверь и поджечь здание вместе со всеми пирующими.
Когда в пламени затихли последние крики сгоравших людей, Дракула удовлетворённо заметил:
- Думал я сделать одно благодеяние, а теперь понимаю, что совершил сразу два добрых дела: во-первых, избавил Валахию от бездельников и дармоедов, и, во-вторых, освободил нищих от всех печалей и забот.
Затем прищурился, заслонившись ладонью от ярких языков огня, и добавил задумчивым голосом:
- А в-третьих, никому не ведомо, из каких краёв приходят эти бродяги и куда они удаляются отсюда. Сдаётся мне, что среди них было немало турецких лазутчиков… Ну да бог им судья.
…А Мехмед II, уходя из Валахии, всё же оставил Дракуле сюрприз - его младшего брата-соперника. Мало того, султан отдал под начало Раду Красивого конный отряд численностью в несколько тысяч сабель.
С этого времени удача стала отворачиваться от Влада III.

***

продолжение следует...

...

Фотоматериал заимствован из общедоступных ресурсов интернета.

...

Автор: Евгений Петропавловский

https://proza.ru/avtor/petrop

Принимаем на публикацию уникальные истории из жизни, рассуждения, рассказы, повести, романы.

!Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются (даже очень)!

...

официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/

Почта:Lakutin200@mail.ru

Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin

Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/

Твиттер https://twitter.com/nikolaylakutin

Facebook https://www.facebook.com/NikolayLakutin

Канал в Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/lakutin

Так же у нас есть Канал на Youtube "Николай Лакутин"