В Таганроге продолжается реконструкция трамвая. Будет обновлена вся трамвайная сеть, реконструированы депо и трамвайные парки.
Будет завезено 60 новых трамваев.
Как же это получилось?
Случилась концессия, или привлечение частного капитала. Как это работает подробно рассказано тут.
Концессия - явление сугубо капиталистическое. То, что такие вещи стали происходить означает, что Россия во многом прошла перестроечный переход от социализма: крупный капитализм разросся до долгосрочного инвестирования, государство стало готово уступить часть своих структур частным компаниям.
Государство привлекает крупные корпорации инвестировать в общественный транспорт. Заключается договор, согласно которому трамвайная сеть передается в руки некоторой фирме, которая обязана обновить трамвайный парк и рельсы; отремонтировать депо.
В современных условиях - это отличное предложение компаниям сохранить свои деньги. Вся концессия подана так, что она выгодна крупному капиталу: в условиях проблемной экономики такое вложение может оказаться выгоднее иных. Это все тот же поиск "стабильности" - в условиях высокой инфляции, санкций и стагнации экономки крупный капитал выигрывает от вложения в долгоиграющую компанию с участием государства.
Выгодно это и для государства: Скидывается с плеч огромная группа муниципальных организаций, снимается с баланса огромное число трамваев (обновлять которые все равно денег нет). Последние 30-лет общественный транспорт вырабатывал ресурс, заложенный еще до перестройки. При этом решения не было - все трамвайные системы убыточны, государственное финансирование недостаточно даже для поддержки:
Государство делает ставку на крупный капитал, говорит ему: давай ка вложи деньги в трамваи - сейчас вложишься, потом 25 лет с прибыли будешь деньги получать. Условия хорошие, гарантии высокие.
Власть скидывает с себя большую проблему (делает ОТ безубыточным для себя), крупный капитал инвестирует в стабильность.
Лучше чем остальное, в наше ревущее время.
И вот что из этого происходит:
Михаил Ходоровский - генеральный директор группы «Синара» - тоже решает поучаствовать в этом. Его компания исследует рынок трамвайных систем и долго пытается договорится о концессии в Екатеринбурге. Четыре года переговоров не приводят к договоренности.
Тогда договор с компанией заключает администрация Таганрога, а, чуть позднее, Уфа (27.6 млрд. рублей). Ведутся переговоры и о других городах. Изначально Синара планировала заниматься трамваем в Екатеринбурге, но как-то не срослось, четыре года переговоров ушли в никуда.
Так Таганрог оказался флагманом концессий. На него смотрят с ожиданием другие города: решение о переводе трамвая в концессию федеральное, большинство российских трамвайных систем будут переведены в такой режим работы.
Поэтому, кажется, входить в концессию первыми выгодно - скорее всего, будет еще конкуренция между компаниями-концессионерами. На Синаре отразится то, как она наладит трамвай в городе.
Муниципальное унитарное предприятие ТТУ в Таганроге перестанет существовать. Все её хозяйство будет передано специально созданной компании - СИНАРА ГТР ТАГАНРОГ.
Начинается реконструкция трамвайной сети: в Таганроге сейчас полностью перестилают трамвайное полотно. Вероятно будет заменена контактная сеть, планируется к реконструкции депо и тяговые подстанции.
Концессионеру выгодно сделать подготовку хорошо - компании Синара следующие 25 лет эксплуатировать эту систему. Убивать свой же транспорт им интереса нет, это долгосрочная игра. Поэтому рельсы перекладываются хорошо, на совесть.
Город тут проявляет, как часто бывает, слабину. В силах города можно было продавить более удачные решения - и это не делается. К счастью, федеральные власти понимают слабости местных администраций, и концессия ограничена законом: нельзя менять маршруты, есть регламенты на то, как будут оказываться услуги, в какой-то границе прописаны границы стоимости проезда.
Плюсы такой системы очевидны -- город получит современную трамвайную систему. После разваливающихся системы, которая 30 лет не реконструировалась - это чудо. Частная трамвайная система, которая окупает саму себя.
До до сентября 2022 года в трамвай Таганрога будет инвестировано 11,8 млрд рублей - из них лишь 2,5 млрд рублей вложит Таганрог (из федерального бюджета). Остальная сумма - вложение концессионера (т. е. Синары). Правда большую часть этой суммы выделяет опять же государство - через т.н. опережающее финансирование.
Хорошо ли это или плохо в масштабах страны я судить не берусь.
Социалистические конструкции продолжают демонтироваться: государство не желает держать на своем балансе убыточные трамвайные системы. Наверное, это еще один шаг становления капитализма: крупный капитал укрупняется, все сильнее вступает в связь с государством.
Для Таганрога трамвайная концессия, однозначно, благо.
Даже со всеми возможными минусами.