Происхождение фразеологизма «Валтасаров пир»
В основу выражений «Валтасаров пир» и «жить Валтасаром» вошло имя последнего царя Вавилона Валтасара. Вообще-то не совсем царя, а скорее соправителя, которым его назначил его отец Набонид (610-539 гг. до н. э.), действительный правитель Вавилонского царства, простиравшегося на территории современного Ирака. Дело в том, что Набонит увлекался поисками религиозных артефактов, древностей и прочих ценностей, поэтому долгое время проводил в походах. Во время своего отсутствия управление империей он передавал своему старшему сыну Валтасару, что было довольно часто. Так что Валтасара уж точно можно назвать, если уж не царём, так соправителем уж наверняка.
Так случилось и в 539 году до н. э., но только поводом к передаче правления столицей Вавилонского царства послужило вторжение персов. Набонит выдвинулся навстречу персидской армии, а подготовку обороны Вавилона возложил на плечи Валтасара. 10 октября 539 года до н. э. Набонит потерпел сокрушительное поражение и вынужден был спасаться бегством. А через два дня персы подошли к вратам Вавилона. А мы подошли к событию, которое и стало причиной появления фразеологизма «Валтасаров пир» и сделало имя Валтасара нарицательным.
Вместо того чтобы организовать оборону города, Валтасар устроил грандиозное пиршество с участием всех вельмож и приближенных к царскому двору. Причём драгоценная посуда, из которой и ели празднующие, была взята из Дома Божьего. По приказу Валтасара были принесены золотые и серебряные священные сосуды, привезёнными его отцом Набонитом из храма Иерусалима.
В самый разгар вакханалии и святотатства вдруг на стенах появилась надпись, начертанная невидимой рукой: «Мене, мене, текел, упарсин». Никто из мудрецов не смог расшифровать таинственное послание. Лишь приведенный по приказу Валтасара пленённый иудейский мудрец и пророк Даниил смог прочесть послание Божие. В переводе с арамейского языка письмена читались как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Растолковывая надпись, Даниил предвещал скорую гибель Валтасару и всей империи, которая перейдёт в подчинение персам. Так всё и произошло, пал главный город империи Вавилон, а Валтасар погиб. Так прекратило сосуществование великое Вавилонское царство, о чём написано в «Притче о Валтасаровом пире», которую можно найти в Ветхом завете Библии в книге пророка Даниила, глава 5.
Упоминания о пророчестве на пире Валтасара написано немало произведений. Например, в пьесе немецкого драматурга и поэта XVI века Г. Сакса (1494-1576 гг.) «Комедия о Данииле», книге испанского драматурга Педро Кальдероне де ла Барка (1600-1681 гг.) «Мистический и подлинный Вавилон». Также описание событий, произошедших на Валтасаровом пире, можно найти в древнерусском произведении «Повесть о Валтасаре Вавилонском». Автор, к сожалению, неизвестен.
Значение фразеологизмов «Валтасаров пир» и «Жить Валтасаром»
После знаменитого пира в Вавилоне имя Валтасара стало нарицательным и синонимом таких не лучших человеческих качеств как святотатство и богохульство, распущенность и беспечность. А выражение «Валтасаров пир» стало означать неуместное и разгульное веселье в преддверии или во время какой-то опасности или бедствия. Такое безумное поведение пускаться «во все тяжкие» перед надвигающейся бедой объясняется безысходностью и неминуемостью происходящего, осознанием того, что от тебя ничего не зависит. Синонимом выражения «Валтасаров пир» является другой более популярный фразеологический оборот «пир во время чумы», а также «танцевать на вулкане».
Другое выражение, связанное с именем Валтасара, «жить Валтасаром» означает вести беспечную, легкомысленную и чрезмерно весёлую жизнь, не задумываясь о завтрашнем дне или возможной грозящей опасности.
1) «…граф был известен не только балтазаровскими пирами, но и устраивал в своем доме литературные вечера».
М. И. Пыляев (1842-1899 гг.), «Старая Москва», 1891 г.
2) «Вопрос представил таким образом два исхода: вальтасаровский пир и тосты, и рублей девяносто на гувернанток, или - осуществление значительного сбора при празднике, так сказать, только для формы».
Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.), «Бесы», 1872 г.
3) «В таком положении были дела, когда в городе всё еще продолжали верить в вальтасаровский пир, то есть в буфет от комитета; верили до последнего часа».
Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.), «Бесы», 1872 г.
4) «- Ты, Петя, как я умру, съезди ко мне в Живновку! Увидишь, каким я там Балтазаром жил».
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), «Два отрывка из «Книги об умирающих», 1857 г.
5) «Провали успех. Декокт и Валтасарово пиршество».
А. И. Куприн (1870-1938 гг.), «Гад».