Найти тему
Гражданский апгрейд

Экономика: почему не стоит поддерживать левые направления

Оглавление

Популярность левых идей в обществе мотивирует меня разобрать более подробно последствия политики увеличения роли государства в экономике и мифы, на которых она и основана. Возможно, мне удастся переубедить некоторых сторонников левых партий и сценариев развития.

Поливание грязью бизнес

В про-властном медиа-пространстве образ предпринимателя чаще всего приравнивается к жульническому. Левые откровенно называют бизнесменов «торгашами» и «ворюгами». Видимо, объективная причина такой оценки заключается в том, что они хотят «нажиться на простом люде», получая прибыль с продаж товаров и услуг. В действительности, бизнес выгоден всему обществу. Говоря максимально простым языком, предприниматель:

ü предоставляет возможность приобрести товар или услугу, нужную рынку;

ü платит налоги, увеличивая бюджетные сборы, которые по идее должны играть на благо населения впоследствии;

ü создает рабочие места, помогая тем самым обществу и экономике еще больше;

ü Потребляет на заработанную прибыль товары и услуги, производя тем самым экономический оборот ресурсов

Прибыль – это лишь то, что мотивирует бизнесмена брать на себя риски по управлению своим делом. Как было изложено в предыдущей статье, в условиях конкурентного рынка невозможно искусственно завышать цены. Играет роль лишь экономическая целесообразность ведения дела: никто не будет работать себе в убыток или тратить время бесплатно, едва преодолев порог безубыточности. И ничего вредного для общества в этом нет, поскольку в условиях конкурентной экономики капитал не распределяется столь неравномерно, что «простой работяга» получает невероятно мало, а бизнесмен «пилит» миллиарды. Так, градус социального напряжения не повышается, если отсутствует монополия или олигополия, о которых речь пойдет далее.

Неэффективность государственного управления

Проблема касается и компаний, которые попали в программу государственного протекционизма, и государственных корпораций. Как показывает практика, при помощи и покровительства со стороны государства бизнес адаптируется к выгодным условиям существования:

· направляет огромную долю выручки в качестве прибыли руководству;

· не анализирует тщательно все последующие инвестиции ввиду пониженных рисков (какой смысл, если гарантированы рынок сбыта и дотации из бюджета) или не проводит их вообще;

· держит избыточный штат сотрудников, в результате чего труд квалифицированных специалистов максимально неэффективен, и зарплаты в данном секторе фронтально снижаются

· не стремится балансировать с эффективностью потребления ресурсов, прибылями и убытками и т.д.

· портит общий инвестиционный климат всеми перечисленными выше действиями

В пример можно привести белорусские убыточные государственные предприятия, которые должны миллиарды долларов российским банкам, и которые делают экономику Беларуси неконкурентоспособной. Так, в рейтингах конкурентоспособности экономик мира по белорусской нет данных ввиду слишком большой роли госсектора. Зато есть данные по колхозам: Беларусь за 2020 год экспортировала сельскохозяйственной продукции на 25 млн $ меньше Литвы, которая имеет не столь подходящие климат и размеры территорий, что составляет 5,015 и 5,04 млрд $ соответственно. Непродуктивный труд и протекционизм приводят к отсутствию прямых инвестиций и падению уровня доходов граждан. Поэтому заработные платы в этой стране практически в разы ниже. Чем у соседних стран. А о Западной Европе и Скандинавии речь вести не стоит.

Средняя начисленная зарплата в республике Беларусь на 2020 год составила 465 евро, хотя независимые издания заявляют о 260-300 евро;

В Литве этот показатель составляет 1300 евро брутто и 830 нетто; в Польше – 1200 и 750 евро соответственно; в Словакии – 1100-1200 и 900 евро.

Безработица – это естественно и нормально для рыночной экономики. Людей, находящихся в поиске работы, государство может поддерживать благодаря инвестициям в социальную экономику. Искусственно же нанимать избыточный штат людей и вредить таким способом всей экономике и большинству трудящихся, понижая их доходы, гораздо менее выгодно, чем просто платить пособия.

Образование государственных монополий и олигополий

В качестве российских примеров результата избыточной роли государства в экономике выступают государственные корпорации: Газпром, Роснефть, РЖД, Ростех, Роснано, Роскосмос и т.д. Сюда же можно внести госбанки, компании, попадающие под протекционизм, и крупнейшие топливные компании. Практически все демонстрируют убытки, излишние расходы на содержание советов директоров и топ-менеджмента и не самую позитивную повестку соотношений долг-собственный капитал.

Рыночная капитализация Роснефти на 2020 год составляет 3.6 трлн рублей, а ее уровень задолженностей – 4.3 трлн.

Конечно, практически все независимые СМИ обсуждают сумасшедшие миллиардные доходы глав этих компаний. А ярким примером неграмотного (возможно, проводимого по политическим мотивам) инвестирования может послужить проект «Северный поток -2», окончательное строительство которого завершится в августе 2021. Сумма известных статей расходов при строительстве начинается с 100 млрд $ плюс последующие траты на обслуживание. Только это окупится минимум в 2035 году. Если считать согласно NPV (чистой приведенной стоимости), где денежные потоки изрядно и неоднократно будут дисконтированы, то убытки могут доходить до 10 млрд долларов.

Кроме того, государственные и аффилированные с ним компании недоплачивают налоги ввиду неэффективной траты средств: 350-400 млрд рублей в год с большинства гос. корпораций. А низкие рентные коэффициенты при расчете налоговой ставки для нефтегазовой отрасли заставляют их вносить всего 1.5-2 трлн рублей в год при средней цене на нефть 60 долларов за баррель.

Напрямую недостатки от монополизации экономики ощущаются на рынке топлива, где цена на бензин искусственно завышена в результате олигополии 2 крупных гос. компаний (Газпрома и Роснефти) и нескольких связанных с ними (Лукойла и Сургутнефтегаза), в результате чего цена на бензин составляет более 46 рублей за литр во многих регионах. В Казахстане, например, этот показатель – 25 рублей, в США- 26-30, поскольку рынки продажи бензина конкурентные и «частные». Страдает также автомобильный сектор: импортные машины облагаются пошлинами с целью хоть как-то сравнять цену с отечественным автопромом. Стоит упомянуть и сельскохозяйственную отрасль: вместо инвестиций в мелкие агро-компании, что практикуется в Евросоюзе (более 160 млрд евро ежегодно), национальная экономика распределена в пользу выделений крупному капиталу вроде Мираторга.

Про эксперимент с плановой неэффективной советской системой поговорим в другой раз, ибо это заслуживает отдельной статьи (защитники СССР набегут в комментарии).

Построение централизованной вертикали власти

В условиях контроля и возможности распределения финансовых потоков политическое руководство стран приобретает обширные коррупционные интересы, планируя в соответствии с ними бюджет. Такой феномен чаще всего встречается в странах, добывающих полезные ископаемые и продающих энергоносители. Это еще называется ресурсным проклятием страны (однако совсем не обязателен такой исход из ситуации). Кроме того, управляя ресурсами и капиталом, гораздо проще настроить селекторат (элиты) на поддержание повестки авторитарного правления. По этим причинам слишком высокая роль государства в экономике может быть чревата жестким недемократическим правлением и высокой коррупцией.

Как было описано выше, для экономики и благосостояния граждан левое направление не является правильным. России нужно улучшение бизнес-климата и нормального рыночного развития с привлечением иностранных инвестиций.

В следующих статьях я планирую более подробно разобрать такое явление, как «шведский социализм». Кроме того, СССР тоже необходимо более подробно обсудить. Для высказывания своей точки зрения приглашаю в комментарии). При желании поставьте лайк (или дизклайк) и подпишитесь на канал.

Мусоросжигательный завод в Швеции
Мусоросжигательный завод в Швеции