семейные отношения (малочисленные семьи с детьми), т.к. дети имеют свои отдельные места для учебы и в школе, и во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДМ), а часть - в школах с дневным пребыванием, где они занимаются в четыре смены: одна сменная группа - в ДТДМа и три в школах. Таким образом, решение проблемы нехватки помещений для занятий не исчезнет, а вопрос, наконец, будет решен в сторону создания необходимых условий для развития детей, обеспечения равных возможностей для всех детей с учетом их интересов и способностей.
Поэтому в ряде случаев значительная часть детей, обучающихся в школах-интернатах или Дома детства, сейчас переводится на свободные формы обучения. Не менее важным является сохранение детского движения. На сегодняшней день программы одаренных детей (по ФГОС) имеют не только общеобразовательные, но и специальные (впрочем, не только специальные, но, прежде всего, развивающие) черты. Именно поэтому стоит задача сохранения системы дополнительного образования (ДПО). Несмотря на общее снижение финансирования, у области нет средств для ликвидации ДПО. И это при условии, что в настоящее время в области работают два десятка ДО, 63 организации дополнительного образования, в которых обучается около шести тысяч детей.
Что же касается финансирования не только ДПО, но всей системы дополнительного образова-ния, то в 2011 году финансирование дополнительного образования детей в целом по области составило 187,4 млн руб., что почти на 14 млн руб. больше, чем в 2009 году (208,2 млн руб.). Причем, финансирование дополнительного образовани, за исключением дошкольных образовательных организаций, составляет 39,8% от общего объема затрат, а расходы на обучение - 30%. В то же время есть районы и города, в настоящее вре-мя не имеющие ДПО вообще.
Основные расходы сегодня идут на сферу просвещения. Из общего числа расходов на образование - 468,8 млн руб.- образование составило 179,4%, на питание детей в образовательных учреждениях - 50%. В целом расходы на образование составили 80,8%.
Самые большие расходы по-прежнему на дошкольное образование: более 70% расходов. На получение общего образования дети тратят только 22,2% от бюджета. На дошкольное воспитание расходуется 49,8%, на дополнительное образование - 51,4%.