Найти тему
Землеход

Планирование маршрута похода выходного дня.

Оглавление

Как и любое большое дело ПВД начинается с планирования. Хорошая работа дома с картами, описаниями, фотографиями позволит вам избежать грубых ошибок которые могут расстроить ваше путешествие и испортить вам отдых.

Планирование маршрута можно условно разбить на три этапа:

1. Идея. Формирование целей и задач.

2. Определение сроков проведения ПВД.

3. Построение нитки маршрута.

Эти этапы не обязательно идут последовательно, часто параллельно.

1. Идея. Формирование целей и задач.

Идея путешествия это начало начал. Формирование идеи похода может происходить в двух основных направлениях, которые могут пересекаться и/или вытекать одно из другого:

- цель - желание посетить какое-либо место;

- задача – активный отдых на природе.

То есть, имея желание побывать где-либо, мы можем построить интересный пеший маршрут прохождение которого обеспечит нас активным отдыхом. Или наоборот: желая отдохнуть на лоне природы мы озадачиваемся выбором интересного время провождения и как вариант выбираем пеший поход выходного дня.

Помимо точечного объекта (конкретного места) вашей целью может быть площадной объект – лес, долина реки и т.д. То есть целью в данном случае будет являться пройти по этому району.

В ПВД активный отдых всегда сочетается с познавательной деятельностью – получением новых знаний о родном крае и навыков связанных с автономным выживанием вне цивилизации.

Если с желанием отдыха на природе всё понятно – оно либо есть, либо его нет (зависит от вашего внутреннего мира), то как быть с местом. Куда сходить?

Основные источники идей.

1. Описание мест в краеведческих ресурсах: книги, сайты, телепередачи.

Книги и телепередачи посоветовать трудно – в каждом регионе есть свои локальные издания. То же может касаться интернет сайтов. Но есть интернет ресурсы более глобальные, охватывающие всю Россию и/или весь мир. Условно их поделю на «картографические» и «информационные».

Рекомендуемые «картографические» ресурсы.

Дорогой читатель, предполагаю что ты имеешь базовые представления о том, как читать географическую карту.

- Карты Google (или вариант с более расширенными возможностями – бесплатное приложение Google Планета Земля), Яндекс Карты – наиболее распространённые и крупные сервисы представляющий собой карту и спутниковые снимки Земли.

- OpenStreetMap (сокращённо OSM, дословно «открытая карта улиц», ) – это некоммерческий веб-картографический проект по созданию силами сообщества участников (пользователей Интернета) подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Для создания карт используется принцип вики, т.е. каждый зарегистрированный пользователь может вносить изменения в карту.

Для создания карт используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания человека, рисующего карту. Поэтому карты охватывают пока не все регионы нашей страны, но при этом имеют наибольшую актуальность.

- Wikimapia (Викимапия) – это географическая онлайн энциклопедия цель которой заключается в том, чтобы отметить и описать все географические объекты на Земле. Викимапия совмещает в себе интерактивную карту с принципом свободного редактирования вики.

Что мы имеем: карта на которой пользователи выделяют объекты и места и по возможности дают описание и/или дают ссылки на сторонние ресурсы с более подробным описанием, выкладывают фотографии относящиеся к данному месту или объекту.

Сайт даёт возможность переключать вид карты наиболее популярных картографических ресурсов: картs и спутниковые снимки Яндекс, Google, Bing, Yahoo, а так же карты OpenStreetMap.

- Nakarte.me – ещё один ресурс-«оболочка» позволяющий просмотр картографического материала различных сторонних сайтов в одном месте. Так же позволяет построение маршрутов, загрузку треков с GPS-устройств. Перечень карт доступных к просмотру на данном сайте наиболее полный во всём интернете. Наиболее популярный среди туристов сайт.

«Гуляя» по картам этих и подобных интернет-ресурсов вокруг своего населённого пункта можно обнаружить массу интересных мест посещение которых может стать целью вашего путешествия.

Рекомендуемые «информационные» ресурсы.

- Маршруты.Ру – сообщество путешественников. На сайте представлена библиотека маршрутов и путевых точек, отчётов о путешествиях, карт от пользователей данного сайта. Это наиболее крупный и популярный ресурс в России.

- Специализированные группы отечественных социальных сетей.

На таких ресурсах можно позаимствовать идею маршрута, прочитать описание и посмотреть фотографии мест где будет пролегать ваш путь, и возможно найти попутчиков. Для этого не обязательно иметь GPS-навигатор, достаточно просто изучить нитку маршрута и перенести её на карту в бумажном варианте при необходимости.

2. Личные наблюдения.

Возможно есть такие места которые вы ни раз проезжали на автомобиле или поезде и они чем-то вас «задевали» - своей красотой, необычностью. Или у вас просто возникали в голове любознательные вопросы «Что это за место?», «А что там, за этим посёлком?» и т.п. Пеший поход отличный способ расширить свой кругозор путём непосредственного визуального восприятия этого мира!

Не стремитесь всегда выбирать какую-то глобальную цель, не стесняйтесь своих желаний в познании окружающего вас мира. Ваша цель это не обязательно какое-то историческое, небывалой красоты и т.п. место. Оно может быть интересно только вам и отвечать только на один вопрос «А что там?».

Помимо основной цели, можно выбрать несколько промежуточных, не обязательных (в зависимости от каких-либо обстоятельств) для посещения.

Единственный аспект которому должна отвечать любое путешествие – безопасность! Избегайте крупных промышленных и военных объектов, полигонов как действующих, так и заброшенных. Даже если вход на территорию не охраняется и не огорожен, пребывание в подобном месте нежелательно в связи с возможным причинением вреда вашему здоровью, вплоть то летального исхода!

2. Определение сроков проведения ПВД

Сроки проведения ПВД – календарные даты вашего похода.

-2
-3

Продолжительность маршрута это один из факторов влияющий не только на сроки проведения похода, но и на набор вашего снаряжения и одежды на маршруте. Зная продолжительность можно понять необходимое количество дней для ПВД, а отсюда – необходимость снаряжения для ночлега в полевых условиях.

Протяжённость планируемого маршрута должна отвечать располагаемому временем (тут идёт параллельная работа с этапом «Построением нитки маршрута»). Зная её и принимая что средняя скорость взрослого человека с рюкзаком составляет примерно 3 км/ч легко найти время чистого пути (без учётов привалов):

Время в пути = Расстояние / Скорость

С опытом к вам придёт понимание собственной скорости на маршруте при передвижении по той или иной местности.

Прибавив сюда время отдыха на маршруте - обязательные привалы, время затрачиваемое на подъезд в район проведения ПВД, а так же «аварийное» время на непредвиденные обстоятельства получим продолжительность маршрута:

Продолжительность маршрута = Время в пути + Время отдыха на маршруте + Время на подъезд + «Аварийное» время

Зная продолжительность маршрута вы можете сопоставить его с располагаемым временем. Это позволит понять достаточны ли запланированные сроки для проведения вашего мероприятия. В случае необходимости корректируется нитка маршрута или идея данного ПВД переносится на более продолжительные выходные дни.

3. Построение «нитки» маршрута.

«Нитка» маршрута – условная линия маршрута вашего путешествия соединяющая начало пути, его промежуточные точки (промежуточные цели, места стоянок) и конец маршрута спроецированная на местность.

Для построения нитки вам потребуется картографический материал (воспользуйтесь представленными выше интернет-ресурсами или имеющейся/купленной бумажной картой). Для туризма рекомендованы карты масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000, как наиболее информативные для пешего передвижения.

На всякий случай: масштаб - это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности.

Построение нитки маршрута следует начать с определения на каком виде общественного транспорта (автобус, электричка и т.п.) и как близко можно доехать до района планируемого ПВД. От этого будет зависеть возможный километраж который придётся пройти до намеченной цели (все расстояния вы можете легко измерить пользуясь теми же интернет-ресурсами описанными выше или бумажными картами).

Можно подъехать к началу маршрута и на личном автотранспорте, но это всегда ещё одна «задача» которую нужно заранее решить: где можно безопасно оставить свой транспорт?

Путей подъезда может быть несколько, а следовательно варьируются маршруты и расстояния до конечной цели. При этом желательно продумывать возможные «аварийные» выходы с маршрута – альтернативы связанные с транспортом для экстренной «эвакуации».

Старайтесь выбирать не только интересные и красивые варианты, но и соизмеримые по силам вам и вашей группе. Средняя протяжённость дневного перехода под рюкзаком составляет 10-15 км. Эту величину можно увеличить если того требует логичность маршрута и позволяют силы участников группы. Маршрут в 30 км и более в день при любом весе рюкзака не рекомендуется.

Если вы не знаете своих физических возможностей в преодолении длинных пеших переходах, начните с небольших расстояний по местности близкой к транспортным магистралям. С таким расчётом, что в любой момент вы могли в течении часа выйти к общественному транспорту.

При составлении маршрута заранее определитесь на карте с местом ночёвок. По возможности наметьте точки для малых привалов. Это могут быть как промежуточные цели, так и просто удобные для отдыха места (поляны, места у водоёмов и т.п.). Даже если по каким-либо причинам уже на маршруте вы не сможете придерживаться вашего плана, ваша работа не пропадёт даром – она облегчит ваше ориентирование в пространстве и расстояниях.

-4

Ваш ПВД может представлять из себя комбинацию из выше перечисленных видов маршрутов. Так например двигаясь по линейному маршруту вы можете делать радиальные выходы к достопримечательностям находящимся в отдалении от вашего пути и т.п.

Так же ПВД может представлять из себя так называемый «матрасный поход». Это когда время затраченное на активную часть маршрута несоизмеримо мало по сравнению с временем проведённым на одном месте. Данный вид похода тоже имеет место быть, в особенности если вы с детьми. Постарайтесь не сводить подобное времяпровождение к пассивному отдыху с возлиянием и чревоугодием на лоне природы.

- Не стоит перегружать путешествие многими основными целями (достопримечательностями) и длительной физической активностью. Это очень сильно утомляет и стирает хорошие эмоции полученные на маршруте. В идеале конец ходового дня должен заканчиваться с чувством лёгкой усталости и удовлетворения от проделанной физической работы.
- В первый раз лучше отправиться летом в хорошую погоду, чтобы не испортить себе впечатления.
- Для привлечения своих близких и знакомых (в особенности детей) к активному отдыху в форме ПВД выбирайте максимально красивые и минимально сложные маршруты. Трудности без красоты могут навсегда привить отторжение у человека к данному виду деятельности.
- Однодневный ПВД лучше провести в субботу (первый выходной день, если их у вас два). Тогда у вас останется время отдохнуть от активности и настроиться на рабочую неделю.
- Если ваш путь будет пролегать по территории требующей оформления пропусков (природоохранные зоны, приграничные территории и т.п.) заранее узнайте всю информацию о пропускном режиме, при необходимости оформите все необходимые документы!

4. Подготовка картографического материала.

Для ориентирование вашей группы на местности при движении по намеченному маршруту вам потребуется карта удобная для использование её на маршруте.

- Использование материалов из бесплатных источников описанных выше с последующей распечаткой их на бумаге.

- Использование покупных картографических материалов.

- Использование карт в электронном виде в смартфоне или туристическом навигаторе – дополнительно к бумажному варианту карт. Использование только этого вариант допустим только при лёгких однодневных походах вблизи от населённых пунктов, по маркированным маршрутам.

Подготовка карт для распечатки посвящено не мало источников в сети интернет. Из-за большого количества различных вариантов ресурсов с картами, способов их распечатки связанных с доступной печатной техники данный аспект подготовки карты рассматриваться не будет. Хотелось бы отметить одно: самый простой вариант раздобыть карту в формате электронной «картинки», обрезать при необходимости лишнее (зоны где не будет проходить ваш ПВД) и распечатать на листе А4 или А3. Масштаб определить вручную, соотнеся линейную длину между двумя характерными объектами на распечатанном варианте и электронном на одном из он-лайн картографическом ресурсе описанном выше. Запишите полученное значение масштаба в удобной вам форме на краю карты или в блокноте.

Для определения расстояний на карте вам потребуется линейка, курвиметр или какой-нибудь эталон длины с помощью которого вы сможете отмерять расстояния на бумаге. Эталоном может послужить отрезок нити известной длины.

Покупка в магазине готовой карты наиболее в техническом плане простой вариант. Главный недостаток этого варианта – отсутствие в продаже карт годных для пешего туризма. Мелкий масштаб и не высокая информативность - отсутствие большинства пешеходных троп за пределами населённых пунктов. Но такую карту можно дорабатывать своими пометками в ходе своих путешествий как по он-лайн картам в интернете, так и реальными походами.

На этом у меня - всё. Спасибо за внимание!

Если у вас есть что добавить на данную тему - жду ваши комментарии!

Не забывайте подписываться и ставить «Палец вверх», если вас оставила неравнодушной моя публикация.

Данная статья входит в серию моих публикаций о самостоятельной организации похода выходного дня.

Другие части данной серии статей:

- Поход Выходного Дня – альтернативная форма активного отдыха горожанина.

- Спортивный туризм и его импортные «заменители».

- Планирование маршрута похода выходного дня.

- Комплектация туристической группы для похода выходного дня. Должности и обязанности.

- Общие принципы выбора туристского снаряжения.

- На природу с комфортом. Как выбрать обувь для похода выходного дня?