Приобретая мебель для дома или квартиры, мы рассчитываем на то, что приобретенная мебель будет качественной и прослужит по своему назначению не один месяц или год. Однако нередкими бывают случаи, когда приобретенная мебель (диван, шкаф и тп) оказывается некачественной.
В данной статье будут рассмотрены права покупателя некачественное мебели и порядок действий в случае проявления недостатков приобретенной мебели.
Отношения продавца и покупателя (потребителя) регулируются гражданским кодексом РФ, законом о защите прав потребителей и рядом других нормативных актов.
Для начала определимся, что такое недостаток?
Закон о защите прав потребителей определяет недостаток товара (мебели), как:
· несоответствие мебели обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке (Примечание: как правило эти требования устанавливаются ГОСТами, ТРТС, ТР),
· несоответствие мебели обязательным требованиям, предусмотренным условиям договора (Примечание: это могут быть условия о цвете, размере, дизайне, материале),
· несоответствие мебели целям, для которых мебель такого рода обычно используется (Примечание: в данном случае подразумевается то, что стул должен быть пригоден для того, что бы на нем сидеть, если на стуле сидеть невозможно – это будет его недостаток),
· несоответствие мебели целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора (Примечание: как правило эти требования индивидуальны и они должны обязательно быть оформлены письменно, например мебель должна выдерживать определенный вес или соответствовать интерьеру и т.п.),
· несоответствие мебели образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (Примечание: например доставленная мебель может не соответствовать описанию в каталоге по цвету, интерьеру, материалу и т.п. или выставочному образцу в торговом зале. На практике для доказывания данного вида недостатка необходимо, например фотографировать каталог или образец, а в договоре (токарном чеке) должно быть прописано условие о заказе по каталогу с указанием артикула (иного идентификатора) или по образцу из торгового зала).
Определившись с тем, что закон понимает под недостатком, перейдем непосредственно к правам покупателя (потребителя).
Гарантийный срок.
В ст. 19 закон о защите прав потребителей прямо указывает на то, что претензии по качеству (недостаткам) могут быть предъявлены если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (Примечание: здесь стоит отметить, что гарантия качества может определяться продавцом самостоятельно или производителем мебели. При этом, если производителем установлен гарантийный срок, продавец не в праве его уменьшать или не устанавливать вообще, такие условия договора являются ничтожными).
Если ни продавец, ни производитель гарантийный срок не установили, то согласно закону о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить требования по недостаткам, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (Примечание: т.е. если гарантийный срок не указан в договоре (токарном чеке и т.п.) или гарантийном талоне, то гарантия будет составлять не менее 2 лет).
Требования покупателя товара с недостатками.
И так если недостатки мебели проявили себя в течении гарантийного срока или 2 лет, при отсутствие гарантийного срока, согласно содержанию ст. 18 закона о защите прав потребителей – покупатель (потребитель) в праве по своему выбору потребовать от продавца:
· замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· возврата уплаченной за товар суммы.
(Примечание: условия договора о том, что покупатель не в праве требовать возврата стоимости и имеет право, на пример только на ремонт, прямо противоречат закону и являются ничтожными, ровно, как и условия о том, что требование о возврате стоимости можно предъявить только производителю).
По мимо указанных выше требований покупатель в праве потребовать возмещения убытков (Примечание: убытками могут быть расходы на оплату доставки, сборки, если они не входили в цену мебели).
Предъявить возможно только одно из выше перечисленных требований, так недопустимо требовать замены мебели и возврата ее стоимости одновременно это будет расценено, как злоупотребление правом. Однако закон о защите прав потребителей допускает возможность изменения требования покупателем в случае нарушения срока удовлетворения требований продавцом, например покупатель предъявил требование о замене дивана с недостатками, но не продавец в течение 7 дней (ст. 21 закона о защите прав потребителей) диван не заменил, в этом случае покупатель в праве предъявить претензию с требованием о возврате стоимости (п.2, ст. 23 закона о защите прав потребителей).
Требования из перечня определенного в ст. 18 закона о защите прав потребителей рекомендуется предъявлять продавцу в письменном виде, как правило в виде претензии, которая вручается продавцу (сотруднику магазина) под роспись о получении (например: на копии претензии) или направляется почтой заказным письмом.
В просторах интернета не составит труда найти образец претензии, поэтому в данной статье остановимся на основных требования к содержанию претензии:
Претензия должна содержать:
· сведения о продавце, к которому предъявляется требование,
· сведения о покупателе, который предъявляет требования,
например:
Индивидуальному предпринимателю Иванову Ивану Ивановичу
ИНН 7000000000 ОГРН 3000000000000
Магазин «Мебель»
Адрес: г. Москва, ул. Московская, д. 1
От Петрова Петра Петровича
Почтовый адрес: г. Москва, ул. Московская, д. 2
Тел. +7 900 000 00 00
ПРЕТЕНЗИЯ
· сведения о дате, месте приобретения товара, наименование магазина,
· сведения о цене и порядке оплаты, с указанием подтверждающие документов,
Например:
01 декабря 2020 г., мной ____________ в магазине «Мебель», расположенный по адресу _____________, был приобретен диван «Ева», артикул _____), цвет _______, материал обивки __________, стоимостью ________ рублей. Стоимость дивана 01 декабря 2020 г., была мной полностью оплачена наличными денежными средствами в кассу магазина, в подтверждение чего был выдан товарный чек № ______ и кассовый чек № _____ на сумму ________ рублей.
· сведения о выявленных недостатках,
· требование, которое предъявляется продавцу.
Например:
В течение установленного производителем гарантийного срока в приобретённом мной диване появились недостатки, о наличие которых и (или) возможности проявления которых меня не уведомляли при покупке, а именно: ______________________.
Поскольку указанные выше недостатки проявились в течении установленного гарантийного срока, руководствуясь положениями ст. 4, 18, 19, ___ закона о защите прав потребителей,
Требую:
1. ___________________
К претензии прилагаются копии чеков, договора (если он был составлен), фотографии недостатков товара, копия гарантийного талона (при его наличие). Приложение указанных документов не является обязательным требованием.
Часто встречаются ситуации, в которых продавец, отказывая в удовлетворении требований о возврате стоимости ссылается на то, что мебель является сложным товаром и поэтому возможен только ремонт. Однако такое заявление не соответствует закону т.к. в перечне технически сложных товаров мебели не указано (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").
Не будет соответствовать закону и ссылки продавца на то, что мебель относится к товарам, которые не подлежат обмену и возврату (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"), т.к. данный перечень товаров применим при предъявлении требование об обмене товара без недостатков, в соответствии со ст. 25 закона о защите прав потребителей, а не по ст. 18 закона, в следствие проявления недостатков мебели.
Сроки удовлетворения требований покупателя.
Для удовлетворения предъявленных покупателем в законе о защите прав потребителей установлены строгие сроки так на возврат стоимости товара - 10 дней, на обмен 7-20 дней, гарантийные ремонт не более 45 дней.
Поверка качества, экспертиза.
При предъявлении любого требования из перечня указанного в ст. 18 закона о защите прав потребителей, продавец в праве провести проверку качества. Закон не содержит никаких указаний на то как и кем и в какие сроки производится проверка качества. Но из буквального содержания следует, что ее проводит либо продавец своими силами (например работником продавца или с привлечением сторонних специалистов), сроки проведения проверки ограничиваются сроком удовлетворения требований покупателя, установленные ст. 20, 21, 22 закона о защите прав потребителей, т.е. в зависимости от требования 10, 7-20, 45 дней т.к. в законе нет указаний на изменение сроков при проведении проверки качества.
В случае, если после проверки качества возник спор относительно недостатков (например продавец ссылается на нарушение правил эксплуатации, покупатель настаивает на производственном браке), закон возлагает на продавца проведение экспертизы.
Закон п. 5, ст. 18 закона о защите прав потребителей, содержит строгое указание на то, что проверка качества должна быть проведена в сроки, установленные ст. 20, 21, 22 закона о защите прав потребителей, т.е. в зависимости от требования 10, 7-20, 45 дней.
О том, что продавец в праве провести экспертизу или проверку качества за пределами сроков, установленных ст. 20, 21, 22 закона о защите прав потребителей, т.е. в зависимости от требования 10, 7-20, 45 дней, закон не содержит никаких указаний, как следствие продавец не имеет такого права.
В некоторых случаях продавец требует передать товар для проведения проверки качества. В этом случае передачу следует осуществлять путем составления акта приёма передачи (иного документа), в содержании которого следует указать дату составления акта и дату передачи товара, состояние товара на момент передачи, с указанием недостатков (рекомендуется выполнить фотографирование товара в общем виде со всех сторон и местах недостатков, в целях исключения фальсификаций или появления иных повреждений), про фотографирование товара в акте целесообразно сделать об этом отметку, даже, если не будет такого пункта допустимо вписать рукой в месте подписи покупателя (например: в момент передачи товара продавцу была произведена фотосъемка товара с применением телефона ________).
Нарушение сроков удовлетворения требования покупателя.
Не редким является случай, в котором не продавец по тем или иным причинам, например не возвращает стоимость товара в установленный законом срок.
В этом случае на продавца закон возлагает обязанность выплатить неустойку в размере 1 процента от цены товара за каждый день просрочки срока удовлетворения требования (ст. 23 закона о защите прав потребителя).
Если продавец отказывает в удовлетворении требования.
Если продавец, получив претензию даёт отказ в ее удовлетворении или не даёт никакого ответа, нарушенные права придется заделать в суде.
В судебном порядке разрешения спора с продавца может быть взыскан штраф в размере 50 процентов от присужденной покупателю суммы, компенсация морального вреда и расходы на юридические услуги по мимо взыскания стоимости товара и неустойки.
В суде скорее всего может потребоваться проведение экспертизы. В соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 55, 56), закона о защите прав потребителей (п. 6, ст. 18), Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17, оплата возлагается на продавца, т.к. именно он и обязан доказывать, что недостатка нет или он носит не гарантийный характер.
В целом данная статья содержит общую информацию о правах покупателя и порядке действий при покупке мебели ненадлежащего качества.
Конкретные случаи и порядок действий будут рассмотрены в последующих статьях.