«Зима. Что делать нам в деревне?
Зима в этом году в столичном регионе самая настоящая: с морозцем, обильными снегопадами, ветрами и метелями. Любителям зимнего отдыха — всяких коньков, лыж, сноуборда — конечно раздолье (я их понимаю и даже где-то в глубине души их увлечение разделяю). Но вот что делать не таким активным и более теплолюбивым? Когда длинные прогулки на свежем воздухе от одной достопримечательности до другой особого энтузиазма не вызывают, а выйти из дома все-таки хочется?
Разумеется — ехать в музей!
Тем более, что подмосковные музеи славятся отличными экспозициями, да еще и в преддверии нового сезона во многих открылись абсолютно потрясающие выставки.
Егорьевск музейный
Историко-художественный музей в Егорьевске — один из старейших в Подмосковье. Начало музею положил егорьевский текстильный фабрикант и меценат Михаил Никифорович Бардыгин. Музей начался как «Частное собрание русской старины». К 1913 году музейная коллекция насчитывала более 10 000 экспонатов и оценивалась в 200 000 рублей.
В коллекции музея были старинная одежда и головные уборы, резное дерево, посуда из фарфора и фаянса, стекла и металла, текстильные изделия, а еще иконы и старопечатные книги. Коллекция музея постоянно пополнялась за счет приобретений новых экспонатов в антикварных магазинах и в частных коллекциях по всей России.
В прошедшем 2021 году музей отметил свое 110-ти летие. Сейчас музей занимает несколько исторических зданий в центре Егорьевска: в том числе в доме купца Кулакова и особняке купцов Никитиных. Именно в фактически воскрешенном особняке купцов Никитиных в 1999 году открылся художественный отдел музея. Экспозиция размещена в анфиладе залов на площади более полутора тысяч кв. м.
Экспозиция музея организована по принципу кунсткамеры. Экспонаты выставлены в специально созданных витринах в форме кристаллов, что позволяет подробно рассмотреть их и подчеркивает несомненную ценность экспозиции. Для декоративного оформления музейного пространства использовались орнаменты со страниц старообрядческих рукописных книг местного гуслицкого письма. Яркие краски декора придают музейным залам необыкновенно торжественную, праздничные атмосферу.
Егорьевский историко-художественный музей работает до 18 часов. Выходной день традиционный для всех музеев — понедельник
А в Серпухов приехали «голландцы»!
Серпуховский историко-художественный музей подлинная жемчужина не только среди художественных музеев Подмосковья, но и среди региональных музеев России. Во первых потому что музей располагается в одном из красивейших особняков Серпухова (кстати весьма богатого на красивые здания) — построенном в XIX веке известным архитектором Р.И. Клейном для купцов и фабрикантов Мараевых. (История этого особняка, так же как и рода Мараевых — предмет отдельной статьи-исследования). Во вторых благодаря богатейшей коллекции, в которой собраны первоклассные, а под час и уникальные работы российских и западноевропейских художников.
А тут еще удивительное событие — в Серпуховском музее открылась выставка голландских живописцев. Из одиннадцати музеев и четырех частных коллекций в Серпухов прибыли 80 картин голландских мастеров «золотого» XVII века. Живописные полотна приехали
из Тулы и Краснодара, Тамбова и Казани и многих других музеев.
Нидерланды XVII — XVIII веков предстают перед нами во всем своем многообразии и великолепии. Как мощная морская держава, крупная торговая империя, страна, отвоевавшая себя у моря. Путешествуя по 9-ти залам музея, где расположена экспозиция, вы как будто совершаете экскурсии по удивительной стране, которая так была близка для нас в ту эпоху. Музейные залы сформированы по основным жанрам, в которых работали голландские мастера: морской и национальный пейзажи, батальный жанр, жизнь и быт города, историческая живопись, и конечно знаменитые голландские натюрморты и портреты.
«Каждый зал раскрывает определенную тему, а их последовательность создает маршрут, по которому посетители отправляются в тур по Голландии не выезжая из Подмосковья: приплывают на корабле, пришвартовываются к туманным берегам, наслаждаются аутентичными видами, исследуют города и их окрестности, посещают дома местных жителей, знакомятся с ними и узнают их истории…»
Пожалуй, я еще раз съезжу в Серпухов полюбоваться на голландцев — ведь выставка продлиться еще до 10 апреля 2022.
Едем в Истру: знакомиться с «Французским вкусом князей Юсуповых» и изучать «Азбуку шедевра»
Музейный комплекс «Новый Иерусалим» в Истре один из крупнейших в Подмосковье. С 2014 года музей разместился в новом комплексе на берегу Истры, напротив Ново-Иерусалимского монастыря. Огромные выставочные пространства дают возможность не только поддерживать масштабную постоянную экспозицию, но и регулярно проводить самые разнообразные и интересные выставки.
Сейчас в «Новом Иерусалиме» проходит две абсолютно потрясающие выставки.
«Французский вкус князей Юсуповых»
приехал из музея-усадьбы «Архангельское». Князь Николай Борисович Юсупов и его потомки были первыми коллекционерами России и задолго до Щукиных, Морозовых и Третьяковых положили начало традиции создания крупных частных коллекций.
Основатель коллекции был самым знаменитым представителем семьи, истинным знатоком живописи, щедрым меценатом, водившим знакомство с многими европейскими художниками. Его потомки не только сохранили собрание, но и регулярно пополняли коллекцию, да еще и сделали уникальные экспонаты доступными для публики.
Выставка «Французский вкус князей Юсуповых» представляет крупнейшее частное собрание XVIII — первой трети XIX века. 37 работ показывают историю живописи ведущих мастеров французской школы: Жана Тасселя и Армана Шарля Караффа, Элизабет Виже-Лебрен и Маргерит Жерар, Франсуа Буше и Юбера Робера и многих других.
Работы из «Архангельского», впервые показаны за пределами музея-усадьбы в таком масштабе. К тому же выставочные пространства музея «Новый Иерусалим» позволили представить в новом свете масштабные пейзажные полотна Юбера Робера и Пьер-Жака Волера.
Каждый раздел выставки отражает одну из граней большой юсуповской коллекции. «Воображаемое путешествие» посвящено пейзажам, в разделе «Под покровительством Амура» представлены картины с романтическими и эротическими сюжетами, такие как «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона и «Амур и Психея» Огюстена Бернара, и конечно картины Жан-Батиста Грёза, самого модного мастера эпохи. «В поисках античного величия» работы мастеров исторического жанра, а «Сцены повседневной жизни» представляют как традиционные работы типа «Уроков музыки» Маргерит Жерар, так и ученые развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения.
И конечно портретная галерея, где живописные изображения представителей рода Юсуповых соседствуют с портретами представителей искусства — певиц и музыкантов.
Азбука шедевра
Второй проект вероятно потрясет ваше воображение, особенно по сравнению с весьма камерной юсуповской экспозицией. В аннотации он назван «самым масштабным за все годы существования музея». «Азбука шедевра», которая открылась в музее «Новый Иерусалим» 18 декабря 2021 года представляет более 120 работ великих русских живописцев. На одной площадке собраны Брюллов и Репин, Кустодиев и Малевич, Шишкин и Серов, Айвазовский и Дейнека, Кандинский и Серебрякова и многие другие.
В экспозицию выставки полотна прибыли из 30 российских провинциальных музеев: из Тулы и Калининграда, Владивостока и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Казани, и многих-многих других.
Пространство выставки выстроено в форме кубов, каждая из гранений которых представляет одну из 33 букв русского алфавита. Каждая буква — это и навигация по выставке и раздел, задающий одну из тридцати трех тем выставки: «А» — автопортрет, «Б» — беспредметность, «В» — воздух и так далее.
Под каждой буквой — темой создатели выставки собрали работы разных авторов, разных эпох, и даже выполненные в разных техниках. В других обстоятельствах такие работы вряд ли смогли бы встретиться в рамках одной выставки. Но такой живописный синтез вне хронологии позволяет получить «иной взгляд» и другую культуру восприятия привычных произведений живописи.
Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: „Живопись есть грохочущее столкновение различных миров“. Мы стремились выявить это столкновение, как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идёт, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи.
Ходить по «Азбуке шедевра можно бесконечно долго, открывая новые сочетания картин внутри одного термина и взаимодействия тем — терминов друг с другом. А еще это хорошая возможность увидеть шедевры многих региональных музеев.
«Французский вкус князей Юсуповых» будет представлен в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 28 июня, а «Азбука шедевра» — до 19 июня 2022 года.
Я надеюсь вы уже собираетесь в музей?
Если мои истории вам нравятся и вдохновляют, и вы не хотите пропускать новые публикации — подпишитесь на канал «Tender Owl. Блог Нежной Совы» в Яндекс.Дзен, (а так же на канал «Блог Нежной Совы» в Фейсбуке)
Все фотографии, за исключением специально помеченных, принадлежат автору блога.
Для того чтобы вам удобней было ориентироваться в публикациях воспользуйтесь Путеводителем по каналу Блог Нежной Совы